Представители болонского академизма

Сусанна и старики (Систо Бадалоккио) Оставляя в стороне Гверчино, о котором мы будем говорить в дальнейшем, наиболее даровитым в чисто живописном отношении среди болонцев представляется Микеле Дезублео, фламандец по происхождению и ученик Гвидо Рени1. Картины его построены по общим правилам, царившим в Болонье, они отличаются безупречным рисунком, превосходно уравновешенной композицией, строгостью в экспрессиях и типах. Это вполне образцовые tableaux de saintetе. Но среди примеров безличного академического творчества попадаются у Дезублео несколько произведений, полных красочной прелести, и между ними один из самых пленительных "кусков живописи" XVII в "Иоанн Креститель" Болонской Пинакотеки - картина, в которой мастер достиг красоты тона Бонони и живописной виртуозности лучших испанцев. По одной этой картине мы должны в Дезублео видеть еще одну из многочисленных жертв академической системы.

Выделив этого прекрасного мастера, мы встречаемся в своем обзоре с тремя превосходными техниками: Систо Бадалоккио2, Алессандро Тиарини3 и Джованни Ланфранко4. Когда-то их цитировали рядом с Доменикино, Альбани и Гвидо, а у современников они пользовались не меньшим успехом, нежели эти три мастера. Ныне некоторой популярностью пользуется лишь блестящий декоратор Ланфранко, тогда как Бадалоккио и Тиарини отступили в самую глубь второго плана и почти смешались со "статистами от искусства" - и это потому, что все их творчество можно охарактеризовать словами "виртуозность", "школьная выправка", "находчивость", и отнюдь не применимы к ним выражения "чувство" и "живая красота". Еще менее могут претендовать на признание нашим временем такие мастера, как два художника, работавшие всегда вместе, - Чезаре Аретузи и Джов. Бат. Фиорини, Бартоломео Чези (Cesi, 1556-1620), Пьетро Фачини (1562-1602), Лучио Массари (1569-1633), Бальдассаре Алоизи "Галанино" (1568-1638), Дж. Андреа Дондучи "il Mastelleta" (1575-1665), Лоренцо Гарбиери (1580-1654), Джованни Франческо Джесси (Gessi, 1582-1649), уроженец Реджо, ученик Гвидо Рени - Лука Феррари (1605- 1654), Андреа Сирани (1610-1670), ученик Гвидо - Джакомо Сементи, уроженец Пезаро - Симоне Кантарини (1612-1648), Дж. Б. Болоньини (1612-1689), Доменико Канути (1620-1687), Лоренцо Пазинелли (1629-1700) и Елизабета Сирани (1638-1665).

Несравненно приятнее и живее два художника, характеризующие болонский академизм конца XVII в.: граф Карло Чиньяни и Маркантон Франческини. Первый5, достойный преемник Альбани, написал грациознейшую картину позднего барокко, дрезденскую "Жену Путифара", в которой он выявил пленительный тип юной и сластолюбивой женщины, и, кроме того, Чиньяни занимает видное место среди монументальных живописцев, благодаря своим красивым фрескам, среди которых особенно хороша роспись капеллы del Fuocco в Форли. Маркантон Франческини6, автор целого ряда прелестных мифологических картин, занимает также одно из первых мест в декоративной живописи, и к нему мы еще будем иметь случай вернуться при отдельном обсуждении этой отрасли. Творчество третьего болонца конца XVII в., Джузеппе Креспи, мы не можем обсуждать в настоящей главе, ибо прекрасные произведения в нем не исключения, а правило. Креспи, одного из наиболее жизненных художников XVII в., никак нельзя зачислить в ряды академиков.


1 Michеle Desubleo, или De Subleo, родился в Антверпене в 1601 г., умер в Болонье в 1671 г. Его произведения встречаются в болонских церквах и в Пинакотеке, а также в венецианских церквах - Carmini, S. Zaccaria и Scalzi.
2 Sisto Badalocchio, по прозванию "Rosa", родился в Парме в 1581 г.; ученик Аннибале Караччи; работал преимущественно в Парме; был превосходным гравером (им изданы, в сотрудничестве с Ланфранко, "Библия Рафаэля" и фрески Корреджо в куполе пармского Duomo); умер Б. в Болонье в 1647 г.
3 Alessandro Tiarini родился в Болонье 20 марта 1577 г.; ученик Спинелли, Просперо Фонтаны и Бартоломео Чези; вынужденный оставить Болонью, Т. прожил семь лет во Флоренции, где он сошелся с Пассиньяно; вернулся Т. в Болонью по настойчивому зову Лодовико Караччи, с которым он вступил в тесную дружбу. Деятельность его протекла в Болонье (образа в S. Petronio, S. Benedetto, S. Salvatore, S. Antonio, S. Vitale и в Пинакотеке), в Реджо (в церкви S. Madonna dеlla Ghiara), в Парме, в Кремоне и в Модене. Умер Т. 8 февраля 1668 г. в Болонье.
4 Cavaliеre Giovanni di Stefano Lanfranco, или Lanfranchi, родился в Парме в 1580 г. (вернее, в 1582); в юности состоял пажем при графе Скотта в Пьяченце и последним был отправлен в мастерскую Агостино Караччи, находившегося тогда на службе у герцога Пармского. Двадцати лет Ланфранко отправился в Рим, где поступил к Аннибале Караччи, с которым он сотрудничал до момента смерти последнего (1609 г.); затем Л. одно время работал в Парме и в Пьяченце, потом снова в Риме, где им, между прочим, исполнена живопись в куполе S. Andrеa dеlla Valle. Приглашенный в Неаполь, он примкнул к партии, относившейся враждебно к Доменикино и прочим чужеземным мастерам, и благодаря этому успел здесь утвердиться и работать вплоть до 1646 г., когда, его прогнала революция. В кавалерское достоинство Ланфранко был возведен папой Урбаном VIII. Умер мастер в Риме 29 ноября 1647 г., в день открытия для публики его росписи в S. Carlo a Catinari. Некоторые картины мастера (в Лувре, в галерее Колонна) сближают его с натуралистами. В монументальных фресках Л. (особенно в тех, которыми он украсил "сокровищницу" S. Gennaro в Неаполе и церковь при чертозе S. Martine там же) обнаруживается усердное изучение Корреджо.
5 Conte Carlo Cignani родился в Болонье 15 мая 1628 г.; ученик Альбани и, до самой его смерти, помощник мастера; главные его произведения созданы в Болонье, Парме, а последние 20 лет - в Форли, где Чиньяни работал над куполом капеллы "del Fuocco" в Duomo. Умер и похоронен там же 6 сентября 1719 г. Деятельным помощником Чиньяни был его родственник Luigi Quaini (1643-1717), бывший сначала учеником Гверчино. Ему принадлежат архитектуры и пейзажи на работах, исполненных сообща с Чиньяни и Франческини, с которыми Кваини был очень дружен. Самостоятельные картины мастера мы встречаем в болонских церквах S. Ginseppe, Carita и S. Niccolo.
6Marcanton Franceschini родился в Болонье 5 апреля 1648 г.; ученик старшего Биббиены Галли и Карло Чиньяни. Главным образом был занят монументальной декоративной живописью. В два года (1689-91) им расписаны при помощи Л. Кваини, церкви S. Bartolommeo и Corpus Domini, а с 1702 по 1704 г. - плафон и стены галереи в сгоревшей впоследствии генуэзской ратуше. К шедеврам Франческини принадлежит, кроме того, роспись плафона в Palazzo di Giustizia в Болонье и его декоративной картины во дворце кн. Лихтенштейна в Вене. Умер мастер в Болонье 24 декабря 1729 г. В Эрмитаже Ф. приписывают картину "Суд Париса" (повторение у Л. Н. Бенуа), которую г. Липгарт считает копией с Гвидо Рени. М. А. Франческини не следует смешивать с флорентийским "академиком" Бартоломео Ф. "il Volterano".

Предыдущая глава

Следующая глава


Портрет сына художника (Тропинин В.Л., около 1818 г.)

Портрет В.А. Зубовой (Тропинин В.А., 1834 г.)

Автопортрет в красном плаще (Орловский А.О., 1809 г.)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Итальянская живопись в XVII и XVIII веках > Храмы искусства > Представители болонского академизма
Поиск на сайте   |  Карта сайта