Дольчи. Арпино
Несколько флорентийских художников, годы рождения которых относятся к первой трети XVII в., примыкают к искусству Альбани. Какие-то присущие Тоскане черты нежной полускрытой чувственности, сказывавшиеся уже в искусстве XV в. - в Мадоннах и в Венерах Боттичелли, в ангельских хорах Филиппино, в статуях Верроккио и достигшие затем своей предельной остроты в "улыбке Леонардо", снова пробиваются наружу, но выражают на сей раз нечто совершенно иное по существу. В XV в. все, и даже самое изысканное, носит отпечаток свежести, и никогда мы не встретимся там с каким-то привкусом лицемерия. Живопись флорентийцев XVII в., напротив того, полна пикантных недомолвок и намеков, или же она прикрывается скромной одеждой святошества. Не о смелом искусстве Леонардо вспоминаешь, глядя на очень пленительные в своем роде картины Фурини1, Дольчи и других, но сразу узнаешь их родство с "коварным" искусством Корреджо.
В частности, Дольчи2 все еще разделяет с Гвидо и с Карло Маратти фавор большой публики. Теми чарами, которые сокрыты в "Скорбящей Богоматери" или в "Святой Цецилии" Дольчи, католической церкви, утратившей власть над живой жизнью и над великими умами, удалось растянуть на столетия свое могущество над душами "малых сих". Когда разучились строить готические соборы и на этом языке общаться с внешним миром, когда попытка христианства вернуться к просветленной жизни древних оказалась преждевременной, то пришлось "спасать положение", возникло искусство барокко, которое забавляет, подавляет или умиляет, но уже не касается всех тех основ, которые создают духовное здоровье человека.
А Дольчи один из тех, которые всецело отдали свое творчество в услужение этой "прельщающей" церкви, и искусством верного ее сына она до сих пор пользуется, распространяя его в дешевых олеографиях по всему миру. Сказанное не мешает, однако, Дольчи быть замечательным мастером. Эрмитажная "Св. Цецилия" и ряд портретов его принадлежат к самым совершенным произведениям известной категории. Даже в несимпатичной вылизанной фарфоровой живописи мастера нельзя не признать изумительного совершенства. Можно подумать, что Энгр выработал свою эмалевую, глазуревую технику не только на изучении Гольбейна, но и на очень внимательном вглядывании в приемы Дольчи3.
Флорентийский академизм отличается оттенком известной нежности, и нередко эта черта в флорентийских картинах сеиченто способна в сильной степени примирять нас с ними. В Риме, где академизм возник еще в дни Рафаэля, где он возник как следствие взаимных влияний первейших художников, где могла зародиться сама идея отвлеченно совершенного, примиряющего противоречия, космополитического искусства, в Риме, где братья Караччи и прочие "болонцы" создали свои самые цельные произведения, - там академизм получил наиболее прямолинейных и выдержанных представителей, и, вероятно, как раз в этом причина того, что среди римлян сеиченто и сеттеченто очень немногие терпимы для современного вкуса. Впрочем, укажем сейчас же, что не без влияния академизма выросли именно в Риме и две важнейшие отрасли искусства барокко: монументальная декоративная живопись и исторический пейзаж4.
Ряд римских академиков начинается с кавалера Арпино5, или, вернее, творчество этого мастера является продолжением академического искусства в Риме, - ведь чертами академизма уже стала отличаться живопись как ближайших учеников Рафаэля и Микель Анджело (Полидоро, Перино, Сальвинти, Вазари), так и таких художников, которых зачисляют обыкновенно в особую категорию "маньеристов": обоих Цуккаро и Пеллегрино Тибальди. К последним и примыкает Арпино, бывший излюбленным живописцем при дворе нескольких пап, да и вообще пользовавшийся повсеместной славой и почетом. Сейчас нам это непонятно. Даже наименее продуманные произведения Федериго Цуккаро кажутся, рядом с шедеврами Арпино, серьезными и красивыми, настолько у последнего все превратилось в легкую игру формами, в быстрое упражнение, согласно раз навсегда установленным схемам. Да и в свое время Арпино навлекал критику более взыскательных художественных ценителей. Тем не менее мастеру удалось остаться во главе римской художественной школы в продолжение всей своей долгой жизни, и это исключительно благодаря тому, что в то время голый формализм приобрел решающее значение, что власть имущие вполне удовлетворялись подобным изящным и пустоватым, приличным и "безобидным" искусством.
1 Francesco Furini, сын портретиста Филиппе Ф., родился во Флоренции в 1604 г.; ученик своего отца и М. Росселли, дополнивший свое образование пребыванием в Риме и в Венеции; с 1644 г. он состоял священником в Муджелло, близ Борго Сан Лоренцо; умер мастер во Флоренции в 1649 г. К шедеврам этого "Корреджо Флоренции" принадлежит прекрасная и очень своеобразная картина "Гилас и нимфы" во Флорентийской Академии, а также "Магдалина" в Венской галерее и "Лот с дочерьми" в Прадо. В Юсуповской галерее в Петербурге имеется картина "Грации" и головка работы мастера.
2 Carlo Dolci родился во Флоренции 25 мая 1616 г.; ученик Якопо Виньяли; умер 17 января 1686 г. в родном городе. Характерные образцы его творчества имеются во всех больших галереях; в Эрмитаже мастер представлен семью картинами.
3 К последним видным флорентийским академикам принадлежат: искусный декоративный живописец Antonio Domenico Gabbiani, ученик "кортонеска" Чиро Ферри, писавший также портреты и пейзажи (1652-1722), и ученик Габбиани - Benedetto Luti (1666-1724), автор популярного "Пастушка" в Эрмитаже.
4 Из римских художников мы назовем в этом месте лишь мастеров, творчество которых всецело принадлежит академическому толку; обсуждение же творчества Пьетро да Кортона, Пуссена и Клода, с их потомством, мы откладываем до следующих глав.
5 Giuseppe Cesari, прозванный "il cavaliеre d'Arpino" (во Франции "le Josepin"), родился около 1560 г. в Риме (отец его происходил из неаполитанского Арпино); ученик своего отца, бывшего живописцем-ремесленником церковных картинок, и Кристофано Ронкалли "dalle Pomerancie", одного из самых безотрадных эпизодов возрождения; одно время Джузеппе сотрудничал с Джакомо Роккой, от которого он унаследовал целое собрание рисунков Микель Анджело. В составе посольства кардинала Альдобрандини Арпино посещает в 1600 г. Францию, где удостаивается ордена св. Михаила и где впоследствии он пользуется чрезвычайным успехом. Арпино работал при десяти папах и оставил по себе несчетное количество довольно посредственных произведений, среди которых можно отметить мозаики в куполе San Pietro, фрески в Капитолии и в римской церкви S. Maria in Valicella, фрески в Palazzo Castracani в Фано и плафоны в сакристии неаполитанской чертозы S. Martinо. Умер мастер, окруженный почетом и богатством, 3 июля 1640 г.
Натюрморт с рыбами (Джузеппе Рекко) | Пьяные фавны (Б. Кастильоне) | Ной созывает зверей (Б. Кастильоне) |