Франческо Альбани

Танец амуров (Франческо Альбани) Честность, правдолюбие Доменикино сближают его искусство и с натурализмом Караваджо, несмотря на то что об увлечении его принципами натурализма едва ли может быть речь, и скорее можно допустить, что умного и воспитанного болонца коробило какое-то "первобытное" отношение Караваджо к задачам искусства.

Иные куски на картинах Доменикино точно сошли с произведений вождя "натурализма". Сюда относятся обе фигуры поверженных палачей на картине "Мучение св. Агнесы" (и особенно - безобразно гримасничающая голова одного из них), левый музицирующий ангел на той же картине, фигура юного Иоанна Крестителя в музее Виченцы, фигура простой римской девушки (супруги художника?), позирующей для "Кумской сивиллы" (галерея Боргезе), фигуры детей и в прелестной картине Лувра "Триумф амура", наконец, некоторые "nus" на "Купании Дианы".

В последней картине Доменикино удается, несмотря на заимствования у Рафаэля и Тициана1, сохранить полную свежесть, и в ней он является прямым предвестником ясного, вечно юного искусства Пуссена.

Близко к Доменикино стоит его друг и сотоварищ по "Академии Караччи", преданнейший помощник Аннибале - Франческо Альбани, самый приветливый, милый и нежный из болонцев XVII в.2

Убиение св. Петра Доминиканца (Доменикино)Альбани, в цветущую пору своей жизни, был на редкость счастливым человеком: он был окружен детьми, которых ему дала нежно любимая красавица жена; у него была масса друзей, поклонников, учеников; ему везло и в материальном отношении; наконец, сами его две виллы, находившиеся в чарующих местностях, располагали к изящному творчеству.

Настроением счастья и исполнена живопись мастера, относящаяся к этому периоду. Трагических сюжетов, столь вообще любимых падкой до пафоса эпохой, у него совсем нет, - все, созданное "Анакреоном живописи", одна сплошная идиллия, в которой действующими лицами являются то Мадонна и святые, то скромная, нежная Венера и вереницы ее любимцев.

Кроме того, по всем картинам Альбани (безотносительно к тому, религиозные ли то сюжеты или мифологические) рассыпаны мириады прелестных крылатых ребятишек, которые с одинаковым весельем носятся вокруг благословляющего Саваофа или куют стрелы Афродиты, разжигают ее факелы и стреляют в подвешенное к дереву сердце.

Для своего неглубокого, но ласкового искусства Альбани нашел и своеобразную, несколько прилизанную технику3, а также подходящие краски, среди которых всегда доминирует белое тело богинь и темно-синий колер драпировок; наконец, Альбани принадлежит очень цельная "система" декораций.

У него это именно система, в общем напоминающая систему Аннибале, но в известной степени им усовершенствованная и разукрашенная.

Чтобы найти нечто аналогичное в музыке, нужно обратиться к произведениям 1820-1830-х гг.: к Россини, Беллини, Доницетти, но у Альбани совершенно отсутствует присущая этим композиторам хвастливая виртуозность. Альбани очень тактичный художник: он никогда не лезет вперед, он именно не страдает общей для виртуозов чертой - навязчивостью. Относительно него можно даже допустить парадокс, что он почти в переизбытке обладает чувством меры4.


Адам и Ева (Доменикино)1 Вообще опасно вспоминать о венецианцах, гладя хотя бы на лучшие картины подражавших им болонцев. Так, "Мучение св. Петра Доминиканца" Доменикино (Болонская Пинакотека) можно прямо счесть за какую-то "пародию" на гениальную картину Тициана.
2 Francesco Albani, сын зажиточного торговца шелком, родился в Болонье 17 марта 1578 г.; с 13-ти лет ученик Д. Кальверта, в мастерской которого он подружился с Гвидо Рени, убедившим Альбани поступить в Академию Караччи. Аннибале выписал затем юного художника (около 1607 г.) к себе в Рим и поручил ему ответственные работы по росписи Галереи Фарнезе и церкви S. Giacomo; позже он состоял помощником Гвидо при его работах в церкви Квирипала. Овдовев (он был женат в первый раз на римлянке), А. вернулся на родину, где он женился вторично и где жил, окруженный многочисленной семьей до самой смерти, совершая отдельные поездки в Рим и во Флоренцию (в 1633 г. - по приглашению кардинала Джованни Карло). Последние годы мастера были омрачены материальными неудачами. Умер Альбани 4 октября 1660 г. Из многочисленных его учеников выдающиеся роли в истории живописи играют: Андреа Сакки, оба Мола: Пьерфранческо и Джованни Баттиста, Карло Чиньяни, Джованни Мария Галли Биббиена и др. Из отдельных произведений мастера особенного упоминания заслуживают: "Четыре элемента" в Турине, "Благовещение" в болонской церкви S. Bartolommeo, "Похищение Европы" в Эрмитаже.
3 Мастер с ненавистью относился как к виртуозам, так и к натуралистам.
4 Не все пейзажи в картинах Альбани написаны им самим. Часто ему помогали, в его бытность в Риме, Джованни Баттиста Виола, а позже в Болонье - Пьерфранческо Мола. Специалисты в былое время разбирались в этих тонкостях, но распознать теперь особенности учеников в их коллективном с учителем труде - немыслимо. В самостоятельных работах великолепный мастер Мола свободнее, нежели его учитель. Он любит более раскидистые деревья и несравненно более цветистую окраску всего. Часто проглядывает в нем и знакомство с фламандцами, которые с дней Рубенса более, чем прежде, казались итальянцам, достойными подражания.

Предыдущая глава

Следующая глава


Автопортрет в выыпуклом зеркале (Франческо Маццола Пармеджанино)

Мадонна с младенцем и святыми (Когнелиано да Сима)

Святое семейство (Джелорамо Бедоли Маццола)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Итальянская живопись в XVII и XVIII веках > Художники из Академии Караччи > Франческо Альбани
Поиск на сайте   |  Карта сайта