Франческо Альбани

Танец амуров (Франческо Альбани) Честность, правдолюбие Доменикино сближают его искусство и с натурализмом Караваджо, несмотря на то что об увлечении его принципами натурализма едва ли может быть речь, и скорее можно допустить, что умного и воспитанного болонца коробило какое-то "первобытное" отношение Караваджо к задачам искусства.

Иные куски на картинах Доменикино точно сошли с произведений вождя "натурализма". Сюда относятся обе фигуры поверженных палачей на картине "Мучение св. Агнесы" (и особенно - безобразно гримасничающая голова одного из них), левый музицирующий ангел на той же картине, фигура юного Иоанна Крестителя в музее Виченцы, фигура простой римской девушки (супруги художника?), позирующей для "Кумской сивиллы" (галерея Боргезе), фигуры детей и в прелестной картине Лувра "Триумф амура", наконец, некоторые "nus" на "Купании Дианы".

В последней картине Доменикино удается, несмотря на заимствования у Рафаэля и Тициана1, сохранить полную свежесть, и в ней он является прямым предвестником ясного, вечно юного искусства Пуссена.

Близко к Доменикино стоит его друг и сотоварищ по "Академии Караччи", преданнейший помощник Аннибале - Франческо Альбани, самый приветливый, милый и нежный из болонцев XVII в.2

Убиение св. Петра Доминиканца (Доменикино)Альбани, в цветущую пору своей жизни, был на редкость счастливым человеком: он был окружен детьми, которых ему дала нежно любимая красавица жена; у него была масса друзей, поклонников, учеников; ему везло и в материальном отношении; наконец, сами его две виллы, находившиеся в чарующих местностях, располагали к изящному творчеству.

Настроением счастья и исполнена живопись мастера, относящаяся к этому периоду. Трагических сюжетов, столь вообще любимых падкой до пафоса эпохой, у него совсем нет, - все, созданное "Анакреоном живописи", одна сплошная идиллия, в которой действующими лицами являются то Мадонна и святые, то скромная, нежная Венера и вереницы ее любимцев.

Кроме того, по всем картинам Альбани (безотносительно к тому, религиозные ли то сюжеты или мифологические) рассыпаны мириады прелестных крылатых ребятишек, которые с одинаковым весельем носятся вокруг благословляющего Саваофа или куют стрелы Афродиты, разжигают ее факелы и стреляют в подвешенное к дереву сердце.

Для своего неглубокого, но ласкового искусства Альбани нашел и своеобразную, несколько прилизанную технику3, а также подходящие краски, среди которых всегда доминирует белое тело богинь и темно-синий колер драпировок; наконец, Альбани принадлежит очень цельная "система" декораций.

У него это именно система, в общем напоминающая систему Аннибале, но в известной степени им усовершенствованная и разукрашенная.

Чтобы найти нечто аналогичное в музыке, нужно обратиться к произведениям 1820-1830-х гг.: к Россини, Беллини, Доницетти, но у Альбани совершенно отсутствует присущая этим композиторам хвастливая виртуозность. Альбани очень тактичный художник: он никогда не лезет вперед, он именно не страдает общей для виртуозов чертой - навязчивостью. Относительно него можно даже допустить парадокс, что он почти в переизбытке обладает чувством меры4.


Адам и Ева (Доменикино)1 Вообще опасно вспоминать о венецианцах, гладя хотя бы на лучшие картины подражавших им болонцев. Так, "Мучение св. Петра Доминиканца" Доменикино (Болонская Пинакотека) можно прямо счесть за какую-то "пародию" на гениальную картину Тициана.
2 Francesco Albani, сын зажиточного торговца шелком, родился в Болонье 17 марта 1578 г.; с 13-ти лет ученик Д. Кальверта, в мастерской которого он подружился с Гвидо Рени, убедившим Альбани поступить в Академию Караччи. Аннибале выписал затем юного художника (около 1607 г.) к себе в Рим и поручил ему ответственные работы по росписи Галереи Фарнезе и церкви S. Giacomo; позже он состоял помощником Гвидо при его работах в церкви Квирипала. Овдовев (он был женат в первый раз на римлянке), А. вернулся на родину, где он женился вторично и где жил, окруженный многочисленной семьей до самой смерти, совершая отдельные поездки в Рим и во Флоренцию (в 1633 г. - по приглашению кардинала Джованни Карло). Последние годы мастера были омрачены материальными неудачами. Умер Альбани 4 октября 1660 г. Из многочисленных его учеников выдающиеся роли в истории живописи играют: Андреа Сакки, оба Мола: Пьерфранческо и Джованни Баттиста, Карло Чиньяни, Джованни Мария Галли Биббиена и др. Из отдельных произведений мастера особенного упоминания заслуживают: "Четыре элемента" в Турине, "Благовещение" в болонской церкви S. Bartolommeo, "Похищение Европы" в Эрмитаже.
3 Мастер с ненавистью относился как к виртуозам, так и к натуралистам.
4 Не все пейзажи в картинах Альбани написаны им самим. Часто ему помогали, в его бытность в Риме, Джованни Баттиста Виола, а позже в Болонье - Пьерфранческо Мола. Специалисты в былое время разбирались в этих тонкостях, но распознать теперь особенности учеников в их коллективном с учителем труде - немыслимо. В самостоятельных работах великолепный мастер Мола свободнее, нежели его учитель. Он любит более раскидистые деревья и несравненно более цветистую окраску всего. Часто проглядывает в нем и знакомство с фламандцами, которые с дней Рубенса более, чем прежде, казались итальянцам, достойными подражания.

Предыдущая глава

Следующая глава


Итальянская комедия. "Любовная записка". 1905 г.

"... Злые дети бросали намни вслед ему". 1916 г.

Версаль. 1906 г.


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Итальянская живопись в XVII и XVIII веках > Художники из Академии Караччи > Франческо Альбани
Поиск на сайте   |  Карта сайта