Картины и фрески Луини

Воскресение Христово (Содома) Изучение одних сценариев на картинах Луини вполне характеризует его. Часто он рисует свои фигуры на "пустом" то черном, то светлом фоне. Но и тогда, когда Луини уделяет большую роль природе, пейзаж остается как бы лишь намеченным, что, впрочем, не мешает декоративной прелести его произведений. В настоящее время особенной популярностью пользуются упомянутые фрески Луини из Пелукки, а также близкие к ним по характеру фрески из Casa Rabia в Милане, часть которых находится в Брере, часть - в Лувре, часть - в Берлине и других местах. Действительно, эти незатейливые композиции полны прелести, какой-то идиллической тишины, приятной ясности и свежести. В них веет здоровый воздух приальпийских местностей. И все же на самом деле вместо живых пейзажей и здесь всюду лишь схемы, трактованные широко, с прекрасным ритмическим чутьем, но без вникания в жизнь природы, без желания передать какие-либо близкие к сюжетам настроения.

Невнимание Луини к сюжету доходит иногда до того, что сбор манны он изображает не в пустыне, а вблизи какой-то тессинской деревни1, а смерть египетских первенцев происходит у него в чарующем весеннем "боско" среди декораций, более подходящих для какой-нибудь пасторали. Вообще лучше всего Луини удаются незатейливые идиллические мотивы (прелестна, полна юной чистоты фреска "Купанье нимф"), но одни и те же мотивы он пускает в ход всюду прямо с каким-то безразличием. "Выходит" это у мастера очень естественно, приемы его живописи свободны, и наиболее даже использованные схемы выдают его принадлежность к "золотому веку". Приходится предполагать, что духовная его культура была довольно первобытной, если не просто убогой, но руки его были "воспитаны" согласно с новыми идеалами, и ремеслом он владел с не меньшим совершенством, нежели величайшие из современных ему художников-гениев.

Встречающиеся у Луини архитектурно- декоративные мотивы не более значительны, нежели его чистые пейзажи. Он обладает ритмом пропорции, прекрасно знает перспективу (для того времени общедоступным стало то, что в дни Учелло было достоянием одних "первейших"), но ни одна архитектурная декорация Луини ни в Саронно, ни в Милане (например, декорация "Бичевания Спасителя" в Амброзиане), ни в Лугано (на знаменитом "Распятии") не говорят о душе. Простая голая комната "Тайной вечери" Леонардо внушительнее и поэтичнее, нежели все эти затейливо нарядные портики и перистили его последователя.

В таком же энигматическом отношении, как Луини, находится к Леонардо и уроженец Верчелли, Джованнантонио Бацци, получивший странное прозвище Содома2. Был ли он учеником Леонардо, неизвестно, но искусство Бацци в зрелый период творчества, несомненно, пропитано леонардовским веянием и даже несравненно сильнее, нежели творчество Луини. В искусстве Содомы отразились как бы некоторые стороны самой "души" великого Винчи; оно полно жизненного трепета, и эта черта доходит иногда даже до чего-то неуравновешенного, припадочного. Характерно также для "леонардеска" увлечение Содомы животными3.


1 Здесь мы имеем в фоне гористый мотив, обладающий характером этюда с натуры; тот же характер имеет и пейзаж во фреске "Гибель Фараона", где очень правдиво передан эффект морского прибоя.
2 Джованни Антонио Бацци, прозванный Sodoma, Sodona или Soddoma, родился в Верчелли в 1447 г. Он ученик Мартино Спандзоки, к которому поступил в 1490 г. и у которого пробыл до 1497 г. В 1501 г. Содома переселяется в Сиену. В 1503 и 1504 г. он пишет фрески в трапезной монастыря degli Olivetani in Sant' Anna di Сreta, в 1505 и 1506 гг. расписывает дворик монастыря Monte Oliveto Maggiore, в 1507 г. - капеллу del Carcere в Сан-Джиминиано. В 1508 г. Содома в первый раз в Риме, где мастер принимает участие в декоровке станц Ватикана. В 1509 г. он в Сиене, где женится на Беатриче ди Лука де Галли. В 1514 г. Содома снова в Риме; на этот раз ему достается роспись дворца банкиров Киджи ("Фарнезина"). После некоторого пребывания в Сиене он совершает поездки в разные города и поселяется на время, до 1524 г., в Ломбардии. В 1536 г., находясь в Сиене, где он украсил, между прочим, зал del Mappamondo в Palazzo Publico, он возводится, по милости Карла V, в достоинство палатинского графа. Последние годы С. провел в Сиене, в Вольтерре, в Пизе, в Лукке и умер в Сиене 14 февраля 1549 г. Следы его влияния можно видеть в творчестве лучших сиенских мастеров "золотого века": Перуцци, Бекафуми и Паккие. Дочь С. была замужем за живописцем Бартоломео Нерони "Риччио". Новейшие историки отрицают категорическое заявление Вазари об извращенной нравственности Бацци, но как раз биография Содомы в книге Вазари отличается вообще большой осведомленностью и полнотой. Сами произведения Содомы не выясняют вопроса. Чувственный характер некоторых из них не носит специального оттенка, за исключением разве только флорентийского "Св. Себастьяна" и фигуры Исаака на картине Пизанского собора. При жизни Бацци цитировался под прозвищем Содома даже в официальных бумагах. Подписывался он G. Antonius Sodona, вдова его - Dona gia del Sodona.
3 Содома содержал в своем сиенском доме целый зверинец. Странное впечатление производит одна из фресок монастыря Монте-Оливето (здесь он продолжал с 1505 г. роспись, брошенную Лукой Синьорелли), на которой художник изобразил себя изысканным щеголем (каким его не без презрения выставляет Вазари) в сопровождении разных зверьков.

Предыдущая глава

Следующая глава


Гр. А. Кушелева-Безбородко с дочерьми (В.Л. Боровиковский)

Аполлон и девять муз (Хогарт)

Римский этюд (Д. Веласкес)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 2 > Живопись «Золотого века» в средней Италии > Ученики и последователи Леонардо > Картины и фрески Луини
Поиск на сайте   |  Карта сайта