Джованни Антонио Бацци (Содома)
В чем, однако, Содома отходит от Леонардо, так это в своем отношении к художественному труду. Картины его редко производят впечатление чего-то цельного, органически связанного. Часто одна сторона в композиции перевешивает другую, часто внешняя "красивость" заменяет подлинную красоту. В лучших своих произведениях он истинный поэт, впечатлительный и страстный художник, подходящий и к своей задаче с пылким интересом, с ясно выраженным желанием искать особых путей в выявлении своей мечты. Но в то же время Содома представляется всюду каким-то импровизатором, не способным выдержать раз намеченного стиля, раз сочиненного тона. Его искусство надломлено слишком быстрым переходом в настроении, слишком большой зависимостью от впечатлений. В совершенно же слабых произведениях (а их в его творениях немало) импровизаторская натура Содомы проглядывает в том, что он прибегает к готовым, непрочувствованным схемам.
Сами источники искусства Содомы остаются для нас невыясненными. В наиболее ранних из дошедших до нас произведений он обнаруживает скорее умбрийское влияние1. Надо думать, что в Сиену он попал еще незрелым художником и здесь, предоставленный себе, медленно стал вырабатывать свой стиль и свою технику. Фрески в монастыре св. Анны (1503 г.) точно писаны учеником Пинтуриккио, и много "умбрийского" как в берлинском "Милосердии" (написанном под впечатлением барельефов колодца Фонтегайя в Сиене), так и в первом вполне удачном труде мастера - в фресках Монте-Оливето (начатых в 1505 г.)2. Позже формы Содомы становятся все более и более развязными, округлыми и мягкими; композиция - цельной и даже декоративной, пока, наконец, он не впадает в маньеризм почти "академического" оттенка3.
Тем же путем идет развитие всей "постановочной" стороны в творчестве мастера. В фресках монастыря св. Анны и Монте-Оливето он прибегает к чисто умбрийским формулам пейзажа: к далеким равнинам, к хрупким деревцам, к деталям античного характера, которые он до своей поездки в Рим мог заимствовать из картин товарищей, побывавших в столице; там, где Содома пишет архитектурные фоны, например, на фреске "Епископ Гвидоне одобряет орден оливетанцев", или на знаменитой фреске с автопортретом, или на "Встрече св. Бенедикта с куртизанками", он изображает совершенно в духе Перуджино и Пинтуриккио арки, портики, галереи, густо покрытые орнаментами, - все это в сухой, наивной манере и без глубокого вникания в законы архитектоники (сцена из жизни св. Бенедикта напоминает даже своей наивностью Беноццо Гоццоли). Но затем Бацци овладевает формами, у него накопляется опыт в смысле распределения освещения, передачи пространства и "конструкции" всего сценария, и тогда ему удается создавать вещи красивые, овеянные живым поэтическим чувством. В фреске "Стигматы св. Екатерины" (Сан Доменико) и в хоругви "Св. Себастьян" (Уффици) он создает "свою собственную природу", родственную, что касается какого-то убедительного смешения фантастических элементов с реальными, созданиям Леонардо.
1 Именно только что упомянутые "схемы" Содомы носят умбрийский отпечаток, который остается присущим его произведениям приблизительно до 1505 года.
2 Характерно умбрийская "Мадонна" Содомы находится в собрании гр. А. А. Голенищева-Кутузова.
3 И здесь мы говорим не столько о "вдохновенном", сколько о "схематическом" творении Содомы.
Видение святого Евстафия (Пизанелло) | А.М. Ремизов читает свои произведения на вечере 30 ноября 1907 года. | Портрет С.Н. Тройницкого, директор Эрмитажа. 1907 г. |