Мариотто Альбертинелли. Джулиано Буджардини

Встреча Марии с Елизаветой (Альбертинелли) Все сверстники фра Бартоломео, не исключая и его двойника и сотрудника Мариотто Альбертинелли, несравненно менее сильные художники, нежели он1. Вазари рисует Мариотто как противоположность фра Бартоломео; это различие, однако, не повлияло на их тесную дружбу и на их деловую объединенность. Сотрудничество их прерывалось дважды: первый раз - благодаря тому, что Баччио делла Порта ушел из мира в монастырь, второй раз - потому, что жизнерадостному, ненавидевшему церковных людей Мариотто стало невмоготу художественное творчество, связанное с всевозможными профессиональными неприятностями (к этому времени чрезвычайно развилась и обострилась критика произведений - наивное же любование ими почти исчезло). Он и решил променять живопись на деятельность трактирщика, в шутку уверяя, что картины лишь изображают мускулы и тело, тогда как то, что дает гостиница, взаправду их создает, питает и растит. Подвижная натура Мариотто, однако, недолго мирилась с этой новой деятельностью; он снова обратился к живописи, но вскоре после того, в полном расцвете сил, скончался.

Шедевром самостоятельного творчества Мариотто2 является картина, ставшая как бы одним из типов "золотого века" - это знаменитая "Встреча Марии с Елизаветой" в галерее Уффици, помеченная ранним годом - 15033. Все здесь носит характер зрелости: как изысканная простота композиции, основанной на фигуре пирамиды, так и мягкая светотень, выдержанная совершенно в духе Леонардо, или величавые, спокойные складки одежд. Если же "декорация" "Встречи" в основных своих чертах принадлежит более раннему стилю - перед нами знакомый из творчества Перуджино портик на четырехгранных разукрашенных столбах - то все же для зрелого художественного вкуса Мариотто характерно, что он ограничился одной этой аркой" всякие же другие подробности суетного мира почти совершенно скрыл за фигурами4. Видно, впрочем, что "зрелость" не была еще тогда чем-то вполне присущим искусству мастера. В расхваленном Вазари "Распятии", исполненном Мариотто три года спустя для флорентийской Чертозы (1506 г.), фигуры расставлены без связи, а пейзаж снова получает совершенно перуджиновский характер: мы видим в фоне "немецкий" город, жиденькие, точно травы, деревца и неправдоподобные круглые скалы на первом плане.

Сверстник и друг Микель Анджело Джулиано Буджардини5, которого Вазари застал еще в живых и которого он описывает как глуповатого, неловкого чудака, безмерно довольного своими работами, интересен для нас как показатель атмосферы, в которой жил и развивался великий титан "Сикстинской"6. Если все друзья Микель Анджело были такими же, как добрый Буджардини, то его одиночество становится особенно трагичным. Считается, что многое на картинах Буджардини сочинено и прямо нарисовано Буонарроти, однако, этому трудно поверить, до такой степени в них все смягчено и "упрощено" в дурном смысле слова. На картине Болонской Пинакотеки "Св. Иоанн Креститель", принадлежащей к зрелому периоду мастера, "пустыня" обозначена одним лишь силуэтом высохшего деревца справа, тогда как все остальное исполнено в нежном стиле умбрийцев кватроченто7. В "Мадонне" Болонской Пинакотеки (1520 г.) Джулиано старается приблизиться к величественной простоте фра Бартоломео, умершего за три года до того, и ставит позади симметричных фигур (композиция их, несомненно, не его) спокойную архитектуру; однако перспектива этой абсиды обнаруживает беспомощность и прямо противоречит конструктивной осмысленности.


1 Мариотто ди Биаджо ди Биндо Альбертинелли, сын золотых дел мастера, родился 13 октября 1474 г. До двадцати лет он следовал профессии отца, затем поступил в мастерскую Козимо Росселли, в которой сошелся с Пьеро ди Козимо и Баччио делла Порта. Умер Мариотто 5 ноября 1515 г., два года до своего друга.
2 Самостоятельность Альбертинелли начинается с 1500 г. и кончается в половине 1508 г., когда он снова входит в художественное товарищество с фра Бартоломео.
3 Напомним для правильного представления об эволюции живописи, что этой картине предшествует совершенно зрелая фреска фра Бартоломео "Страшный Суд", оконченная после1500 г. тем же Мариотто. В 1503 году и Микель Анджело успел уже создать своего "Давида".т
4 Напомним, что схема Перуджино была в свое время замечательным новшеством: именно в архитектуре своих фонов он означает огромный шаг вперед.
5 Джулиано Буджардини родился в предместье Флоренции 29 января 1475 года; умер 16 февраля 1554 г.т
6 Рассказы Вазари о Буджардини нужно считать правдивыми, ибо они были записаны еще при жизни художника. Для самодовольства Буджардини характерен следующий анекдот. Однажды Джулиано расхваливал превыше всякой меры какую-то красавицу. Бронзино спросил его, знает ли он, кто она? На это Буджардини ответил: "Нет, но она прекрасна; представьте себе, что она моя картина - этого вполне достаточно".
7 Сравнительно лучше писано здесь небо и особенно большое облако.

Предыдущий раздел

Следующая глава


Сбор винограда (4 в.)

Летний сад при Петре Великом. 1902 г.

Фаэтон (Антуан Карон)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 2 > Живопись «Золотого века» в средней Италии > Сверстники Великих Мастеров
Поиск на сайте   |  Карта сайта