Алессио Бальдовинетти

Аполлон и Дафна (Антонио дель Поллайуоло) Продолжателем колористических и световых исканий Доменико Венециано и Пьеро деи Франчески является третий из художников Флоренции, родившихся в 1420-х годах, Алессио Бальдовинетти1. От Бальдовинетти сохранилась его приходно-расходная книжка, "Libra di Ricordi", которая могла бы дать возможность с необычайной полнотой восстановить деятельность и развитие мастера, но, к сожалению, как раз от Бальдовинетти почти не сохранилось работ: все важнейшее в его творчестве погибло, и это, как кажется, благодаря тому, что он постоянно экспериментировал над новыми техническими приемами, которые, как показало время, оказались предательскими. В этом отношении Бальдовинетти - характерный представитель смелой пытливости своего времени и предвещает Леонардо да Винчи, так же дорого заплатившего гибелью своих произведений за свои слишком обособленные опыты.

То, что осталось от Бальдовинетти, представляет собой соединение очень любопытных композиционных идей, тончайшей (единственной в флорентийском искусстве) красочности и при этом чего-то "тощего", неловкого и прямо неприятного в рисунке. Он плохо распределяет массы, фигуры у него непропорциональны, движения угловаты, выражения близки к гримасам, типы не обладают прелестью. Зато какие красочные драгоценности три его картины, которыми он дополнил серию маленьких сюжетов фра Беато для сакристии церкви Аннунциаты (ныне в Академии): "Преображение", "Крещение" и "Брак в Кане". Особенно сладостны (именно сладостны, но не приторны) сочетания красок в первом из этих сюжетов, вся светлая, ясная и мягкая гамма картины. Характерно для последователя Доменико Венециано сопоставление очень светлых тонов, мало контрастирующих в силе. В "Преображении" белая фигура Христа в едва заметной степени темнее белого горизонта; в одежду Преображенного примешаны легчайшие серые и серо-желтые оттенки, местами же одежда по складкам и узорам выделена белилами. Розовый плащ Илии одной силы с тоном неба. В "Крещении" чарующе звучат розовые оттенки на плаще Иоанна рядом с голубизной одежды ангелов и серо-желтым тоном скал. Схема пейзажа при этом скорее бедная, быть может, из желания остаться в гармонии с простотой фра Беато.

Вазари восхищается фрескою Бальдовинетти во дворике перед церковью Аннунциаты: "Он работал над нею с таким прилежанием, что можно сосчитать все пучки соломы на крыше хлева. У руины там же он представил заплесневелые, раздробленные и разрушенные дождем и льдом камни, вокруг которых увивается плющ, закрывающий часть стены. Достойно внимания также терпение, с которым он передал различные оттенки зеленых тонов на листьях, совсем как в натуре: одного тона поверхность листвы, другого - ее оборотная сторона. Близ пастухов изобразил он совершенно натурально змею, которая скользит по стене". От всего этого, однако, осталось весьма мало. Местами краски потускнели, местами почернели. Оттенки в листве исчезли. Краски деревца справа выгорели настолько, что теперь оно представляется белым пятном на черно-буром фоне руины. Плохо различается и далекий пейзаж слева: вьющаяся в долине дорога под серо-лиловатым (ретушеванным другой рукой) небом. Но по тому, какая роль отведена в композиции смоковнице, с какой смелой асимметрией сдвинута на сторону высокая кулиса хлева, видишь реалиста направления Пьеро деи Франчески, художника, до чрезвычайности внимательного к природе2.


1 Алессио Бальдовинетти, побочный сын знатного вельможи, родился 14 октября 1425 го да и поступил в гильдию св. Луки в 1448 году. Считается, что учителем его был золотых дел мастер Мазо ди Финигиерра. В 1450 году Бальдовинетти пишет образ св. Ансано, в 1432 году, вследствие болезни Кастаньо, он пишет вместо него картину "Ад" для маркизы Мантуанской, в 1458 году - "Благовещенье" для больницы Innocenti, в 1460 году - "Рождество" во дворике Аннунциаты; в Сант Эджид Алессио продолжает фрески Кастаньо, в 1461 году он заканчивает роспись, начатую Кастаньо и Доменико Венициано, в капелле С. Джилио церкви S. Maria Nuova. B 1462 году мастер работает над мозаикой в Пизе, в 1465 году сочиняет портретно-символическую картину "Данте" для Флорентийского собора (исполнение ее принадлежит Доменико ди Микелино), с 1466 по 1468 год расписывает капеллу кардинала Португальского в Сан Миниато; с 1468 по 1473 год создает для капеллы Gianfigliazzi в церкви S. Trinita картину "Троица" и с 1471 по 1497 год - фрески в той же капелле. Умер Бальдовинетти в 1409 году. Он был единственным мозаичистом Флоренции и считался превосходным художественным наставником.
2 В картине Бальдовинетти "Троица" (в Академии) пейзажа нет. Фигуры святых, окруженные сонмом херувимов, изображены среди небес, и лишь крест с распятым на нем Христом упирается в крошечную скалу. Но замечателен здесь иллюзионистский прием композиции, говорящий и в данном случае о реалистических наклонностях мастера. Двое ангелочков на первом плане отдергивают богато разукрашенную жемчугом занавеску, и благодаря этому "икона" приобретает оттенок какого-то театрального зрелища. К этому же благодарному приему должны были прибегнуть впоследствии многие мастера, и, наконец, Рафаэль воспользовался им в своих Мадоннах: "Под балдахином" и "Сикстинской".

Предыдущая глава

Следующая глава


Сусанна и старцы (Якопо Тинторетто)

Благовещение (Якопо Тинторетто)

Введение во храм Пресвятой Девы (Якопо Тинторетто)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 2 > Пейзаж в тосканской и умбрийской живописи второй половины XV века > Художники > Алессио Бальдовинетти
Поиск на сайте   |  Карта сайта