Стиль братьев Поллайоло
Вазари рассказывает еще о том, что Бальдовинетти был очень усерден в работе и трудился "...над всякими мелочами, которые создала природа. С большой охотой писал он ландшафты, которые он воспроизводил точно с натуры.
Поэтому можно видеть на его картинах реки, мосты, камни, растения, плоды, дороги, поля, замки и многое другое".
Примером такого богатого деталями пейзажа является фон на луврской "Мадонне", считающейся теперь почти всеми авторитетами за произведение Бальдовиннети.
Сходство его с Пьеро деи Франчески здесь настолько велико, что луврская "Мадонна" одно время считалась произведением последнего. Однако недостатки этой тонкой в красках, озаренной светом картины все же недостойны великого умбрийца.
Никогда Пьеро не изобразил бы Младенца таким карликом и не оставил бы лица Марии с такой неразработанной моделировкой1.
Главной заслугой Антонио Поллайоло перед живописью считается мастерское изображение человеческого тела в движении - в напряжении, в порыве2.
Он первый во Флоренции постарался выразить во всех подробностях поглощающие человека аффекты или действия, требующие большого напряжения физических сил. Излюбленными темами его являются "Труды Геркулеса", сражающиеся дикари и т.п.
Когда ему приходится изобразить "Мучение святого Себастьяна", то его не столько интересует святой, сколько всевозможные позы стреляющих в него лучников. Изображая трех святых патронов для церкви Сан Миниато (образ ныне в Уффици), он менее заботится о типах и выражениях, нежели о передаче упругой нервности рук и ног своих персонажей.
Эти пальцы должны сжимать, как клещи, а упираясь на такие "устои", нельзя оступиться. Даже спокойно сидящие женские фигуры, олицетворяющие разные доблести, исполненные Поллайоло для Магистрата della Mercanzia, точно одержимы каким-то затаенным порывом, точно сейчас готовы встать, ринуться, что-то разрушить и разгромить3.
Почти в той же мере обладает подобными чертами брат Антонио, Пьеро4. Поллайоло как бы уже предвещают Микель Анджело, но в этом же их можно было бы считать за последователей Мантеньи, если бы только удалось доказать, что они видели работы последнего в момент формирования их художественных личностей.
Гравюры Мантеньи, имевшие большое распространение в Италии вскоре после их появления, во всяком случае, могли навести Антонио на его "мантеньские" темы.
Важно помнить, что известные нам работы Антонио относятся к концу 1460-х годов (образ из Сан Миниато, 1467 год), следовательно, на пятнадцать лет они моложе фресок в капелле Эремитани.
1 Такую же смесь больших достоинств и режущих глаз недостатков представляют и другие картины редкого мастера: "Благовещение" в Уффици и "Мадонна со святыми" (там же). Пейзаж в обеих картинах сводится к нескольким схематичным и все же как будто с натуры нарисованным макушкам кипарисов и пальм. В "Благовещении" эти деревья торчат из-за мраморной ограды, а на первом плане мы видим аркады на гранитных колонках, у стены же сада - грядку с цветами. В "Мадонне" подобные же деревья подымаются из-за парчовой занавески.
2 Антонио ди Якопо дель Поллайоло родился в 1432 году. Он готовился по примеру своего отца быть золотых дел мастером и обратился к живописи впоследствии. Предполагают, что он был учеником Бальдовинетти. С 1484 года Поллайоло работал над скульптурными памятниками пап в Риме, где и умер 4 февраля 1498 года.
3 Среди этих аллегорий одна написана Сандро Боттичелли, и эта фигура уже несравненно мягче, нежнее, "ее не боишься".
4 Пьеро, ученик Кастаньо, родился в 1443 году; он работал во Флоренции, Сан-Джиминиано и в Риме, где, вероятно, и умер около 1496 года (шестидесяти пяти лет, согласно Вазари). Вопрос о взаимоотношении творчества обоих братьев не выяснен. Иные считают, что лондонский "Святой Себастьян", нескладный туринский "Товий" и образ из Сан Миниато писаны обоими братьями. Одному Антонио приписаны: маленькие две картины (эскизы?) в Уффици, "Труды Геркулеса", лондонский "Аполлон, преследующий Дафну", "Милосердие" в "серии доблестей", профильный портрет, считавшийся прежде работой Пьеро деи Франчески, позже Доменико Венецано, в галерее Польди-Пеццоли в Милане, "Труды Геркулеса" в большой зале Palazzo Venezia в Риме. Наконец, самостоятельными работами Пьеро считаются остальные "доблести", берлинское "Благовещение" и "Коронование Богородицы" в Сан Джиминиано 1483 г. Согласно этому распределению, Антонио является мастером более энергичным, склонным к утрировке, а Пьеро обладает оттенком нежности, почти сентиментальности.
Бега на Неве (акварель) (А. Орловский) | Портрет С.А. Авдулиной (О.А. Кипренский, 1822 (23?)) | Вакханка, поящая Амура (Ф.А.Бруни, 1828 г.) |