Лоренцо ди Креди, Пьеро ди Козимо

Смерть Прокриды (Пьеро ди Козимо) Боттичини представляет патетическое начало в живописи флорентийского кватроченто, Филиппино - истерично-мечтательное, Лоренцо ди Креди, ученик Верроккио и соученик Леонардо, - флегматическое. Тихое, сонливое искусство Креди равномерно совершенно и лишено всякого искания, а потому и скучно. Теперь, когда мы лучше знаем прошлое, непонятно, как могли его методичные рисунки долгое время идти под именем "демонического" Винчи. Креди - прямой антипод Леонардо, и соединяет их лишь общая школа Верроккио, в которой, впрочем, роль настоящего учителя играет, как кажется, не столько сам глава мастерской, сколько Леонардо. Долго останавливаться на искусстве Креди не стоит. В нем много милых, трогательных черт, оно очень чистое, но оно и пустое искусство, годное разве только для аристократических молелен и для "дамских" монастырей1.

В "пейзаже" безжизненность Креди сказывается с особой ясностью. Внешне он не отставал и в этой области от своего великого товарища. Судя по "Мадоннам" собрания Л. Н. Бенуа и Эрмитажа2, Леонардо в 1470-х годах был занят проблемой (несомненно, проникшей в флорентийское искусство из Нидерландов) передачи освещения в закрытом помещении.

Благовещенье (Лоренцо ди Креди)Ту же задачу в более сложном виде ставит себе и Креди в своем "Благовещении" (Уффици) и решает ее с образцовым совершенством. Однако и от этого шедевра веет скукой. Между прочим, здесь очень характерен ландшафт, видимый в окнах "дворца" Марии, отлично передающий и свет, и глубину, но в трех своих отделениях не согласованный между собой. Даже горизонт и освещение в каждом из них не одинаковы. Сейчас видно, что Креди делал нечто такое, чего он не чувствовал и не понимал вполне3.

Два разных пейзажа стелются и в окнах позади прекрасной "Мадонны" Креди в галерее Боргезе: слева - нечто в роде пейзажей Вейдена4 (полноводная река между лугов, вдали голубые горы); справа - коричнево-бурые скалы в стиле феррарцев5. Прелестно прямо с натуры при этом написан стакан с букетом полевых цветов. Пейзаж в глубине застылой сцены "Поклонения волхвов" в Флорентийской Академии напоминает Перуджино, но схемы его здесь измельчены, раздроблены и лишены своей "души"6.

Наконец, смесь элементов, заимствованных Лоренцо Креди у Леонардо, у Перуджино и у нидерландцев, являет круглое "Поклонение Младенцу" в галерее Боргезе - картина, в некоторых своих частях разработанная с таким изощренным совершенством, что при взгляде на нее навязывается мысль о начатой и брошенной затем работе Винчи, которую довел до конца и при этом несколько обесцветил флегматичный Креди7.

Родившийся в 1462 г. Пьеро ди Козимо, ученик Козимо Росселли, - характерный рядом с Филиппино представитель настроения времени переходного от кватроченто к чинквеченто, от последнего "назревания" к первому расцвету, от весны к лету8.

Lorenzo di Credi, родившийся в 1459 г. в семье золотых дел мастера, был учеником Верроккио одновременно с Леонардо да Винчи; в 1485 г. Креди заведует мастерской учителя в отсутствие Верроккио; позже работает для двора Медичи и, наконец, подпадает под влияние Савонароллы ("parziale della seta di Frate Savonarolla") и умирает в полном одиночестве 12 января 1537 г.

Поклонение младенцу Христу (Пьеро ди Козимо)В нем странно сплетаются самые разнообразные элементы как латинского, "классического", так и германского, "готического", оттенка. Моментами Пьеро уже совсем близок к первым мастерам "золотого века", к фра Бартоломео9 и Рафаэлю, моментами он представляется запоздалым, неуклюжим архаиком. Формы его то отличаются гибкостью, то поражают какой-то одеревенелостью и застылостью. И настроение картин Пьеро то благочестиво-христианское, то чисто языческое. Все, что сообщает о его жизни Вазари, вяжется с этим представлением, получаемым от творений Пьеро. В "Жизнеописаниях" он изображен как величайший чудак, с оттенком даже какого-то безумия или юродства. Долгое время помнили флорентийцы устроенный им "маскарад смерти", сохранились предания и о других его выдумках и проделках.

Позже и Пьеро втянул в свой круговорот страшный Савонаролла, а кончил художник жизнь, забытый всеми, непонятным пережитком эпохи, которая в 1520-х годах должна бы казаться седой стариной.

В чем, в сущности, значение Пьеро ди Козимо? Темы и настроения у него близки к темам Боттичелли, Креди, Гирландайо; формы его в первой половине близятся более к двум последним, в последний период - к Филиппино и даже к Сарто. Но Пьеро отличается от других современных ему флорентийцев необычайной значительностью своих красок. И его можно назвать колористом только с оговоркой, ибо он не дает каких-либо стройных симфоний, как то делал Беллини, или, в самые дни Пьеро, стали делать Джорджоне и Тициан. Но он сумел похитить при изучении нидерландских картин секрет их глубоких светящихся колеров, их эмалевой плотной живописи, их "красочно выдержанной" светотени. Пьеро - "самый живописный" из живописцев Тосканы XV в., и этой своей особенностью он представляет исключение в школе, которая вообще скорее пренебрегала красками.


1 Креди принадлежит один из первых в итальянской живописи этюдов нагой женщины (Уффици), исполненный с большой точностью и усердием, однако, без малейшего оттенка чувственности.
2 Если даже "Литта" и не окончена Леонардо, то все же ее леонардовская основа несомненна.
3 Уже из-за одной затейливости и поэтичности пейзажного фона нельзя оставить за художником знаменитый женский портрет Лихтенштейнской галереи в Вене.
4 Пейзажи Креди имеют очень выраженный нидерландский оттенок и при этом больше всего напоминают именно "прохладный" светлый тон, безмятежность и какую-то схематическую нежность, присущие именно пейзажам Вейдена.
5 Не особенно согласованы и наивно разделенные каким-то столбом пейзажи в фоне прекрасной картинной галереи Кверини-Стампалия в Венеции "Поклонение Младенцу Христу".
6 Полон поэзии, впрочем, в этой картине газон с цветами на первом плане.
7 В позднейших произведениях Креди впадает в маньеризм. Его обе картины с сюжетом "Христос и Магдалина" можно прямо назвать "академичными" как за их фигуры, так и за пейзажи. Из двух вариантов, луврского и флорентийского (Уффици), несколько более жизненен последний.
8 Пьеро ди Лоренцо, сын золотых дел мастера, получил прозвище ди Козимо по имени своего учителя Козимо Росселли, которого он еще юношей сопровождал в Рим (1480-е годы). Пьеро родился в 1462 г. во Флоренции, умер там же в 1521 г.
9 Фра Бартоломео, один из начинателей "золотого века", был также учеником Козимо Росселли.

Предыдущий раздел

Следующая глава


Портрет Д.Н. Хвостовой (Кипренский О.А., 1814 г.)

Петергоф. Большой каскад. 1901 г.

Прогулка короля. 1906 г.


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 2 > Пейзаж в тосканской и умбрийской живописи второй половины XV века > В поисках нового
Поиск на сайте   |  Карта сайта