Верроккио и Мелоццо

Благовещенье (Мелоццо де Форли) Андреа дель Верроккио1 известен нам преимущественно как скульптор. В документах XV века он никогда и не значится в качестве живописца. Картин его сохранилось мало, и среди них единственной вполне достоверно ему принадлежащей можно считать лишь "Крещение Христа" в Флорентийской Академии. И то один из ангелов в "Крещении" писан, согласно преданию, не Верроккио, а Леонардо да Винчи, знаменитейшим из многочисленных учеников Андреа2. Эти обстоятельства очень сбивают наше представление о мастере. Почти одинаково обоснованы как взгляды тех, кто хочет видеть в нем великого пионера, проложившего последние пути к искусству "золотого века", так и тех, кто считает его лишь умелым последователем Кастаньо, Бальдовинетти и даже подражателем Сандро Боттичелли, который был на девять лет моложе Андреа, но выдвинулся в живописи раньше своего товарища3.

Интересно было бы решить вопрос, кто автор пейзажа "Крещения": сам ли Верроккио или тоже Леонардо? Вырезанная из жести пальма, подробно, по-падуански выписанные камни на берегу слева, "некстати" летящая птица над Иоанном, "деревянные" формы скал, резко очерченные араукарии и кипарисы - все это вполне согласуется со стилем кватроченто4. Однако нежность общего впечатления и особенно туманно расплывающиеся, пленительные, как сновидения, дали выдают другую руку и, действительно, уже в чем-то напоминают "лунный" пейзаж "Джоконды". Быть может, Леонардо принадлежит и "прециозно" выписанный в среднем плане каскад. Наконец, о Леонардо думаешь при взгляде на общий тон картины, правда, пожелтевший от времени, но, вероятно, и первоначально обладавший тем оливково-золотистым "сфумато", той дымкой, которой, как известно, добивался Леонардо. Эта картина в целом исполнена с большим ухищрением, нежели ее "ровесницы" тосканской школы; местами она даже производит впечатление известной замученности.

В 1438 году родился в Романье, в Форли, один из самых сильных художников XV века, Мелоццо, предполагаемый ученик Пьеро деи Франчески. Деятельность его протекала вне Флоренции - в Риме, Урбино, снова в Риме, в Лорето и в Форли, где он и умер в 1494 году. Но если родина Мелоццо и отстоит далеко от Флоренции, то в Риме, где художник пробыл до вступления на папский престол Иннокентия VIII, он мог встречаться с величайшими флорентийцами - Сандро, Гирландайо, Росселли, отчасти подпасть их влиянию, но в свою очередь, несомненно, он должен был оказывать свое влияние и на них. От характерных флорентийцев его отличают некоторые черты, которые перешли к нему как будто от Мантеньи и, возможно, еще благодаря влиянию фламандца Юстуса из Гента, работавшего одновременно с ним в 1470-х годах при Урбинском дворе. От первого он получил склонность к перспективным trompe l'оеil'ям, выражавшимся, главным образом, в "плафонных ракурсах", от второго - пристрастие к изощренной светотени и к красочности5.


1 Андреа де Микеле ди Франчески ди Чиони получил прозвище "дель Верроккио" и "Верроккио" по имени своего первого учителя Джулиано Веррокки, золотых дел мастера. Позже Андреа был учеником Бальдовинетти. Родился Верроккио в 1438 году. В 1468 году он пишет знамя для "Джостры, воспетой Пульчи", в 1469 делает рисунок "Веры" для серии "доблестей" Меркапции; в 1482 году он отправляется в Венецию для постановки памятника кондотьеру Коллеоне. Здесь Верроккио осенью 1488 года и умер.
2 Из мастерской Верроккио происходит и писанный между 1479 и 1483 годами образ Мадонны с двумя святыми в соборе Пистойи. Однако одни считают этот образ принадлежащим его кисти целиком, другие согласны оставить за Верроккио лишь фигуру правого святого, все же остальное приписывают ученику Верроккио - Лоренцо ди Креди.
3 Первая упомянутая живописная работа Верроккио, штандарт, исполнен им для турнира 1468 года. Первые "Мадонны" Сандро относятся (вероятно) к 1464-1465 годам.
4 Если считать "Благовещение" в Уффици за произведение Леонардо (а эта атрибуция не встретила до сих пор веских возражений), то и эти черты в "Крещении" можно бы поставить на его счет, ибо в "Благовещении" в "игрушечном садике" фона встречаются остатки известного архаизма. Надо, впрочем, заметить, что за последние годы стали раздаваться голоса в пользу того, что и эта картина писана целиком или в значительной своей части Верроккио. На берлинской "Мадонне", атрибуция которой Верроккио принята почти всеми, пейзаж написан скорее в духе резких пейзажей Пьеро деи Франчески. Однако скала слева с ее вертикальными впадинами выписана тонко и мягко. Пейзаж на лондонском "Товии" писан резко, почти грубо; вся композиция этой картины имеет какой-то наивно вычурный характер.
5 За последнее время высказываются предположения, что аллегории науки, художеств, украшавшие некогда студию герцога Федериго Урбинского, а ныне хранящиеся в Берлинском и Лондонском музеях, - произведения Юстуса Гентского, а не Мелоццо. То же предположение распространяется и на портрет герцога в галерее Барберини. Мы, однако, остаемся при прежней атрибуции и лишь готовы допустить, что докончены картины Юстусом, но что композиция их и рисунок целиком принадлежат Меллоцо.

Предыдущая глава

Следующая глава


Собственный портрет (О.А. Кипренский)

Панихида (В.В. Верещагин)

Ярость Ахилла (Шарль-Антуан Куапель)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 2 > Пейзаж в тосканской и умбрийской живописи второй половины XV века > Художники > Верроккио и Мелоццо
Поиск на сайте   |  Карта сайта