Влияние Левитана

Видение отроку Варфоломею (М.В. Нестеров) Наиболее даровитыми и приятными среди последователей Левитана следует считать Переплетчикова, Юона, Жуковского, Досекина, Калмыкова, Аладжалова и Виноградова.

Под сильным влиянием левитановского искусства находятся и почти все ученики Куинджи, в особенности Рылов, Пурвит, Рущиц и Фокин.

Однако зависимость этих художников от Левитана отнюдь не рабская. Левитан как бы открыл глаза им, вывел их на свет Божий и показал им прелесть его.

Лучшие из них затем пошли своей дорогой, стали искать близкие своему сердцу ноты в природе, помня, правда, заветы мастера, но не превращая их в неподвижную формулу.

Современный дух индивидуализма и не позволил бы им всецело подчиниться своему образцу. Природа широка и многообразна, и эти художники стараются, разрабатывая каждый особую область, передать ее многообразную и сложную красоту.

Пустынник (М.В. Нестеров) Москва дала в 1880-x и 1890-x годах еще несколько художников, которые способствовали, рядом с Левитаном, созданию русского пейзажа. Все эти мастера были тесно сплочены с Левитаном, и определить их обоюдные влияния невозможно.

Это был один общий очаг, в котором горели и зажигались друг об друга разные художественные индивидуальности.

Правда, пламя Левитана было самое яркое и видное среди них, но нельзя сказать, чтоб именно оно зажгло остальных или чтоб оно было вызвано другими.

Нестеров и в особенности Серов и Коровин были, рядом с Левитаном, этими создателями типичного русского пейзажа.

Каждый из них внес в свое творчество совершенно особенное освещение, особую красоту и угадание.

Нестеров именно в пейзажах своих картин обещал быть большим и поэтичным художником. Он нашел сумрачную торжественность северного леса, серую тишину, умиленно-ожидательное настроение русской природы.

В фонах его картин "Юность преподобного Сергия", "Труды преподобного Сергия", "Преподобный Сергий Радонежский" передана задумчивая, религиозная нота нашего пейзажа, в них переданы нежность дождливой атмосферы, хрупкость растительности, милая свежесть всего.

Можно было ожидать, что Нестеров даст нечто более подлинное, нежели В. Васнецов. Но ожидания эти не сбылись, и в последних картинах, исполненных тоскливого ханжества, даже пейзажная сторона приобрела характер шаблона.

Октябрь (В.А. Серов)Напротив того, художественная жизнь Серова (род. в 1865 г.) представляет из себя одно ровное, спокойное развитие.

Серов - ученик Репина, и именно в его творчестве сказалось все то, что недоговорено в творчестве учителя. Серов - самый сильный устой "чистого и свободного" реализма.

Это человек необычайной искренности, абсолютный враг позы, всякой предвзятости, тенденции. В этих чертах сказалась чисто художественная натура Серова, его природное "сибаритство", его природное эстетическое ко всему отношение, его глубокое чувство прекрасного, его поразительная способность оценивать художественную прелесть явлений.

Но в то же время личность Серова обусловлена и той метаморфозой в духовном мире России, той зрелостью его, которая обнаружилась с середины 1880-x годов. Серову была тягостна узкая формула передвижничества, его ребяческий кругозор, его прописная программа.

Серов глубоко чувствует жизнь своей родной страны, он истинно русский художник, познавший и передавший особую прелесть своей родины, хорошо угадавший и психологическую сторону своих соотечественников, но в нем не найти следа той нарочитости, того "литературного подхода", которые искажают творчество его предшественников.

Финляндский дворик (В.А. Серов)Серов никогда не делал "картин русской жизни", но его пейзажи рядом с лучшими левитановскими открывают самобытную поэзию современного русского искусства, его проникновение родной природой, свидетельствующее в то же время о глубине самосознания, о зрелости русского общества.

Только зрелая личность начинает сознательно относиться к окружающей его прелести явлений.

В то же время портреты Серова, донельзя простые, непосредственные, но мастерски сделанные, являются подлинным и многосторонним памятником русского общества конца XIX и начала XX века.

Для России этой сложной и сумрачной эпохи портретная галерея Серова будет иметь такое же значение, как для бюргерской Голландии портреты ван дер Гельста или для придворной Франции портреты Ларжильера.


Дети Боткины (В.А. Серов, 1900)
Дети Боткины
(А.С.Хохлова и А.С. Нотгафт).
В.А. Серов. 1900.

Портрет девушки (В.А. Серов)
Портрет девушки. В.А. Серов.

Портрет княгини (В.А. Серов)
Портрет княгини. В.А. Серов.


Предыдущая глава

Следующая глава


Картина Липпи

Поклонение волхвов (Якопо Понтормо)

Утро (Клод Лоррен)


Главная > Книги > Русская школа живописи > Пейзаж и свободный реализм > Влияние Левитана
Поиск на сайте   |  Карта сайта