Влияние Левитана
Наиболее даровитыми и приятными среди последователей Левитана следует считать Переплетчикова, Юона, Жуковского, Досекина, Калмыкова, Аладжалова и Виноградова.
Под сильным влиянием левитановского искусства находятся и почти все ученики Куинджи, в особенности Рылов, Пурвит, Рущиц и Фокин.
Однако зависимость этих художников от Левитана отнюдь не рабская. Левитан как бы открыл глаза им, вывел их на свет Божий и показал им прелесть его.
Лучшие из них затем пошли своей дорогой, стали искать близкие своему сердцу ноты в природе, помня, правда, заветы мастера, но не превращая их в неподвижную формулу.
Современный дух индивидуализма и не позволил бы им всецело подчиниться своему образцу. Природа широка и многообразна, и эти художники стараются, разрабатывая каждый особую область, передать ее многообразную и сложную красоту.
Москва дала в 1880-x и 1890-x годах еще несколько художников, которые способствовали, рядом с Левитаном, созданию русского пейзажа. Все эти мастера были тесно сплочены с Левитаном, и определить их обоюдные влияния невозможно.
Это был один общий очаг, в котором горели и зажигались друг об друга разные художественные индивидуальности.
Правда, пламя Левитана было самое яркое и видное среди них, но нельзя сказать, чтоб именно оно зажгло остальных или чтоб оно было вызвано другими.
Нестеров и в особенности Серов и Коровин были, рядом с Левитаном, этими создателями типичного русского пейзажа.
Каждый из них внес в свое творчество совершенно особенное освещение, особую красоту и угадание.
Нестеров именно в пейзажах своих картин обещал быть большим и поэтичным художником. Он нашел сумрачную торжественность северного леса, серую тишину, умиленно-ожидательное настроение русской природы.
В фонах его картин "Юность преподобного Сергия", "Труды преподобного Сергия", "Преподобный Сергий Радонежский" передана задумчивая, религиозная нота нашего пейзажа, в них переданы нежность дождливой атмосферы, хрупкость растительности, милая свежесть всего.
Можно было ожидать, что Нестеров даст нечто более подлинное, нежели В. Васнецов. Но ожидания эти не сбылись, и в последних картинах, исполненных тоскливого ханжества, даже пейзажная сторона приобрела характер шаблона.
Напротив того, художественная жизнь Серова (род. в 1865 г.) представляет из себя одно ровное, спокойное развитие.
Серов - ученик Репина, и именно в его творчестве сказалось все то, что недоговорено в творчестве учителя. Серов - самый сильный устой "чистого и свободного" реализма.
Это человек необычайной искренности, абсолютный враг позы, всякой предвзятости, тенденции. В этих чертах сказалась чисто художественная натура Серова, его природное "сибаритство", его природное эстетическое ко всему отношение, его глубокое чувство прекрасного, его поразительная способность оценивать художественную прелесть явлений.
Но в то же время личность Серова обусловлена и той метаморфозой в духовном мире России, той зрелостью его, которая обнаружилась с середины 1880-x годов. Серову была тягостна узкая формула передвижничества, его ребяческий кругозор, его прописная программа.
Серов глубоко чувствует жизнь своей родной страны, он истинно русский художник, познавший и передавший особую прелесть своей родины, хорошо угадавший и психологическую сторону своих соотечественников, но в нем не найти следа той нарочитости, того "литературного подхода", которые искажают творчество его предшественников.
Серов никогда не делал "картин русской жизни", но его пейзажи рядом с лучшими левитановскими открывают самобытную поэзию современного русского искусства, его проникновение родной природой, свидетельствующее в то же время о глубине самосознания, о зрелости русского общества.
Только зрелая личность начинает сознательно относиться к окружающей его прелести явлений.
В то же время портреты Серова, донельзя простые, непосредственные, но мастерски сделанные, являются подлинным и многосторонним памятником русского общества конца XIX и начала XX века.
Для России этой сложной и сумрачной эпохи портретная галерея Серова будет иметь такое же значение, как для бюргерской Голландии портреты ван дер Гельста или для придворной Франции портреты Ларжильера.
Дети Боткины (А.С.Хохлова и А.С. Нотгафт). В.А. Серов. 1900.
|
Портрет девушки. В.А. Серов.
|
Портрет княгини. В.А. Серов.
|
Азбука Бенуа: И | Книжнй знак. Из книг Александра Бенуа. (К. А. Сомов, 1901 г.) | Мадонна с анелами и святыми (Джованни Бокатти) |