Пейзажисты середины XIX века

 Аричча близ Рима (М.И. Лебедев, 1836) Еще немилосерднее отнеслась судьба к следующему большому русскому пейзажисту М. Лебедеву, умершему всего двадцати четырех лет в 1837 году.

В своей "Истории русской живописи" мы слишком много придали значения его первым опытам, в которых сказалась "провинциальная" беспомощность русской технической подготовки, пользование дурными образцами, погоня за фальшивой изящностью, вполне объяснимые в столь юном художнике.

Однако в Италии, где Лебедев уже не застал Щедрина, но где он имел счастье видать Иванова, художник быстро освободился от своих "петербургских" недостатков и стал творить вещи, в которых обнаружилась, рядом с самым строгим изучением природы, тонкая музыкальная душа поэта.

Лишь некоторые детали в последних его картинах указывают еще на пережитки дурного вкуса русских учителей. По общему же своему эффекту, по сочной "вкусной" живописи, по виртуозности техники эти картины указывают на изумительную твердость намерений и на большое дарование.

По некоторым приемам этих произведений, написанных в 1830-x годах, мы можем оплакивать в Лебедеве русского Коро или Руссо.

Дальнейшая эволюция русского пейзажа вплоть до 1870-x годов не насчитывает больших и особенно отрадных художников.

Куски хороших пейзажных фонов мы можем найти в картинах наших корифеев живописи: у Венецианова, у Брюллова; превосходные этюды мы найдем у Иванова и у князя Гагарина; удачные скромные заметки с натуры, близкие к Лебедеву и к позднейшим работам Ф. Васильева, попадаются и среди манерных работ Штернберга.

Девятый вал (И.К. Айвазовский, 1830)Но мы не найдем (если не считать отдельно стоявшего Петра Соколова) ни одного крупного самостоятельного пейзажиста, ни одного явления, которое хоть издали могло бы подойти к тем завоеваниям реализма в области пейзажа, которые одновременно происходили во Франции в творчестве "барбизонцев".

Любопытнее других среди русских пейзажистов 1840-x и 1850-x годов - Айвазовский, в котором, сильнее чем в других, отразились романтические веяния и который своей страстью к водной стихии выгодно отделяется от умеренных и благоразумных своих товарищей.

Но и Айвазовский не выдерживает сравнения с Западом. Он лишь слабый сколок с великолепных знатоков моря Гюдена и Изабе, в своих же "грандиозных замыслах" он повторял задания и стиль одного из любимых художников романтической эпохи - Дж. Мартина, последователя Тернера.

Лес зимой (И.И. Шишкин) Победы реализма в 1850-x и 1860-x годах отозвались у нас и на пейзаже.

Два художника могут считаться пионерами русского реалистического пейзажа - это барон М.К. Клодт и Шишкин.

Но, разумеется, не следует при этом игнорировать и заслуги других художников.

В иных картинах и этюдах немало сделали для "завоевания правды" в русском пейзаже такие манерные, но умелые техники, как Боголюбов, Лагорио и Гун.

Барон М.К. Клодт (1832/33-1902), впрочем, едва ли может без оговорок считаться за пионера реализма.

Замечательно в его биографии и характерно для его времени лишь то, что, подобно Перову, не мог дожить весь срок пенсионерства за границей и упросил начальство позволить ему вернуться для изучения родной природы.

Однако изучение это выразилось лишь в нескольких поэтично задуманных, но очень жестко исполненных картинах.

Большинство же произведений Клодта - такие же сухие, приторные, подстроенные пейзажи, какие тысячами в то время изготовляли Дюссельдорф и Мюнхен.

В большинстве его картин лишь избы, плетни и костюмы фигурок указывают на русское их происхождение.

Гораздо ярче фигура Шишкина (1832-1898). К сожалению, этот бодрый по натуре и удивительно усердный художник не прошел той школы, которая могла бы сделать из него настоящего мастера живописи и указала бы ему действительно передовые пути искусства его времени.

Пашня (Барон М.С. Клодт)Шишкин за границей учился у робких и слабых представителей немецкого пейзажа и совершенно не оценил ни вполне уже развившейся барбизонской школы, ни народившегося импрессионизма.

Из Германии вывез он мучительную и сухую систематичность своих пейзажных съемок, свой безотрадный колорит, а также свою наклонность "компоновать" набранные на натуре мотивы в "картины".

Неоспоримо, однако, что его добросовестные этюды и точные, твердые карандашные рисунки много способствовали воспитанию глаза русских художников и научили их смотреть на родную природу.

Предыдущая глава

Следующая глава


Страшный суд - cредняя чась триптиха (Бернар д'Орлэ)

Портрет Е.П. Бакуниной (К.П. Брюллов, 1830—1832)

Поклонение Богородицы Младенцу-Христу (Мастер Франке)


Главная > Книги > Русская школа живописи > Пейзаж и свободный реализм > Пейзажисты середины XIX века
Поиск на сайте   |  Карта сайта