Своеобразие русской живописи

Сказка о Золотом Петушке (И. Билибин)Если проследить в истории живописи отношение художников разных эпох и народов к своему предмету, если взять во внимание, что для них было более существенно - сама ли живопись или известные мысли, передававшиеся ими в живописи, - то мы заметим два основных течения в художественном творчестве. Началом одних стремлений было исключительное искание красоты, в источнике другого отношения обнаружилось желание посредством живописи рассказать что-либо забавное, поучительное или обличительное. Одни художники передавали в своих произведениях свое чувство прекрасного вне всякой тенденции; другие пользовались живописью как чем-то вспомогательным для передачи своих мыслей совершенно внехудожественного порядка. Живопись в последнем случае являлась в подчиненном от литературы, философии и религии положении, она исполняла служебную роль.

Иногда, впрочем, эти течения сливались. В эпохи сильного религиозного подъема или в творчестве отдельных религиозно настроенных личностей искание красоты в живописи смешивалось неразъединимым образом с выражением их религиозных и философских взглядов. В такие эпохи, такими людьми создавались величайшие художественные произведения, одинаково содержательные по своей внеживописной мысли и одинаково прекрасные по чисто художественным достоинствам. Наоборот, в эпохи ослабления веры искание красоты получало узко-эстетический, какой-то специальный оттенок и мало-помалу искусство сворачивало в своего рода схоластику - в академизм. Наконец, в эпохи преобладания буржуазного, внерелигиозного стремления к земному благополучию живопись становилась в подчиненное от общественных требований положение и принуждена была, откинув попечение о красоте (которая некоторыми теориями смешивалась с этическими и политическими принципами), служить социальным идеям - то в виде обличительного орудия, то в виде поучительного развлечения.

В каждом из названных течений проявилось немало любопытного и драгоценного, но не все это любопытно и драгоценно в равной степени. Если одни произведения являются созданиями самодовлеющими, вечно юными, отмеченными печатью откровения, то другие произведения кажутся рядом с ними порождениями мелких житейских забот, отражающими суету проходящих интересов, или плодами мертвенной школьной рутины. Значительная часть русской живописи общеевропейского ее фазиса отличается именно этими чертами и имеет так мало общего с истинной природой красоты, что даже может явиться вопрос, подлежит ли она рассмотрению с чисто эстетической точки зрения и имеет ли она место в истории русского искусства.

Однако какое бы то ни было "иконоборство" не в духе нашего времени. Тот, кому пришла бы мысль объявить теперь во имя служения великому и чистому идеалу гонение на мелкое, житейское творчество или на произведения, слишком зависимые от школьного шаблона, тот заслужил бы название вандала, одностороннего и одичалого фанатика. В защиту положения о необходимости восприятия в истории искусства всех значительных явлений художественного творчества, хотя бы наперекор чисто эстетическим требованиям, можно указать на Хогарта. Этот художник издевался самым бесцеремонным образом над заветами Аполлона, этот мастер приблизился больше всех к литературному памфлету, к смехотворным новеллам. Однако у кого поднимется теперь рука, чтобы сокрушить этого дерзкого и умного буффона? Не станем здесь говорить об его большом чисто живописном даровании, на которое он сам обращал слишком мало внимания и которое так редко обнаруживалось в его картинах. Хогарт должен сохранить видное место в истории искусства, как части истории культуры, уже за одну удивительную документальность своих картин, придающую им меланхолическую глубокую прелесть отзвуков прошедших времен.

Аполлон и девять муз (Хогарт)Точно так же не следует игнорировать произведения, отличающиеся одними школьными достоинствами. Положим, живой идеал в таких созданиях застыл, окаменел, превратился в сухой и мертвенный шаблон, но и на таких произведениях лежит еще слабое отражение красоты, и потому и они еще способны доставить если не восторг, то все же известное удовольствие. Однако если и не следует игнорировать ничего мало-мальски значительного, то при этом особенно необходимо соблюдать в своем изложении строгую пропорциональность, отдавая предпочтение произведениям безусловно прекрасным перед относительно интересными. И самая беспристрастная история не должна выпускать из виду этой пропорциональности, так как в противном случае она рискует утратить свой основной характер и впасть в полную хаотичность.

В изложении истории русского искусства, более чем где-либо, важно придерживаться как тех принципов разносторонности и терпимости, так и соблюдения подобной соразмерности. Рассматривание русской живописи с одной только чисто художественной точки зрения повлекло бы за собой такие неожиданные странности, за которые на такое сочинение неминуемо обрушились бы обвинения в неполноте и в пристрастии. Это потому, что чисто художественных моментов в русской живописи меньше, чем в какой-либо другой живописной школе. Значительный период ее протекает в узком русле академизма и лишь только начинает освобождаться от него, как попадает в сложный механизм "общественного движения". Явлений истинно художественного характера за двести лет существования у нас общеевропейского искусства удивительно мало. Останавливаться на достоинствах одних этих явлений значило бы сузить свою задачу до кажущегося парадокса. Но с другой стороны, и самый снисходительный историк, исследуя русскую живопись, не должен выпускать из рук известной идеальной мерки, при помощи которой он только и может выяснить чисто художественный смысл каждого явления и, отдав должное культурно-историческому, так сказать, местному и временному значению целого ряда произведений, выделить и осветить те моменты русской художественной жизни, в которых отразилась вечная и общечеловеческая прелесть красоты.

Оглавление

Следующая глава


Павильон Армиды. 1907 г.

Персонажи мистерии, раздвигающие занавес, 1907 г.

Сельский пейзаж. 1910 г.


Главная > Книги > Русская школа живописи > Предисловие
Поиск на сайте   |  Карта сайта