Художник Грабарь
Грабарь, употребивший много лет на самое упорное изучение живописи в Мюнхене и в Париже, вернулся в Россию четыре года тому назад. До этого ничего из его произведений нигде не появлялось.
С момента же своего возвращения он как будто не может найти себя. Он то бросается на темы, завещанные Якунчиковой, и передает грустную прелесть опустелых дворянских гнезд, то пишет, вроде Серова, пейзажи с очень тонкой передачей деревенских настроений, то, вслед за Коровиным, едет на Север и привозит оттуда отлично стилизованные, характерные, поэтичные виды несуразных провинциальных городков и странных деревянных церквей.
Ныне он занят совершенно иными темами, и если он им и впредь останется верен, то наше отнесение Грабаря к реалистам не будет иметь основания.
Во всяком случае, Грабарь покамест не выяснился.
Одно лишь можно сказать с полной уверенностью: годы, проведенные Грабарем в Мюнхене в самом упорном изучении своего "ремесла", не прошли для него даром.
Он в полном смысле слова мастер, твердо и многосторонне знающий свое дело. Он, один из немногих русских художников, вполне сознательно относится к своей работе. Вот почему, к чему бы ни обратился Грабарь в будущем, можно уже заранее ожидать, что это будет сделано хорошо, что в этом не будет ни тягостного дилетантизма, ни безвкусия, ни пошлости.
Страшный суд - cредняя чась триптиха (Бернар д'Орлэ) | Н.К. Рерих в своей мастерской. Начало 1910-х г. | Михаил Николаевич Бенуа. 1883 г. |