Левитановские пейзажи

Зимний пейзаж (С.И. Светославский, 1880-е) "Тихую обитель" 1890 года можно считать первым вполне сознательным и зрелым произведением Левитана (1860-1900). До того мастер лишь робко пробовал свои силы, разрабатывая темы, уже использованные Васильевым и Поленовым.

Путешествие по чужим краям в 1889 году, и в особенности знакомство Левитана с произведениями барбизонцев на Всемирной выставке, открыло ему глаза, и с этого момента он попал на свою настоящую дорогу, он увидал свою цель.

Молодежь обвиняет ныне Левитана в "литературности".

Но как раз за эту самую черту одобряли Левитана его первые товарищи - передвижники.

Левитан, казалось им, создал новый тип пейзажной живописи - пейзаж с рассказом. Многим нравилось именно то, что можно "рассказывать" левитановские пейзажи. Однако мало-помалу, совершенно сознательно и настойчиво, Левитан стал высвобождаться от нехудожественной передвижнической программы, и еще до своего сближения с группой "Мира искусства" он стоял на твердой и обособленной почве.

Октябрь (акаврель) (И.И. Левитан)"Миру искусства" принадлежит лишь честь настоящей оценки этого большого художника и той нравственной поддержки, которую чувствовал Левитан в людях, действительно понимавших его искусство и желавших лишь одного - чтоб он выражал себя как можно полнее, без всякой примеси литературного балласта.

Если же ныне более молодые силы уже не согласны с этой оценкой, то это происходит не столько из-за "литературности" Левитана, сколько из-за того, что всякое, и самое прекрасное, явление в искусстве должно быть сменено другим, в большинстве случаев противоположным.

Скорее можно бы упрекнуть Левитана в других недостатках.

Чисто живописные качества его более ранних картин, казавшихся превосходными, не вполне сохраняют эту оценку ныне.

Левитан недаром был русский художник, ученик дилетанта Саврасова и Московского училища живописи; недаром провел он свою молодость в среде самых, положим, свежих для своего времени, но все же малокультурных, именно в художественном отношении, людей.

"Тихая обитель", не говоря уже о более ранних картинах, носит следы этой школы и этих влияний.

Осенний день (И.И. Левитан)Но в пользу Левитана говорит, что он сам сознавал свои недостатки и последние годы настойчиво стремился освободиться от них, выгодно выделяясь в этом стремлении от некоторых своих сверстников.

Левитан упорно стремился вперед, и в этой погоне за неуловимым идеалом красивой живописи он так мучительно перерабатывал свои картины, желая найти способ писать их ровно-умелой, виртуозно-свободной и в то же время абсолютно "солидной" техникой.

И действительно, последние его картины по красоте своей поверхности, по мягкости и нежности кисти, по своей жирной, крепкой руке - могут выдержать сравнение с лучшими произведениями живописи XIX века и подходят даже к произведениям Констебла, Добиньи и Дюпре. Огромный шаг вперед для русской школы.

Левитан возобновил связь с Западом, порванную смертью Лебедева.

Однако, разумеется, не одними техническими завоеваниями исчерпывается значение Левитана для русской живописи.

 Деревня (И.И. Левитан)Левитан - создатель целой школы пейзажа, которая несомненно является одной из самых симпатичных страниц русской школы.

Левитан создал то, к чему лишь стремился Васильев, что лишь предвещали произведения Саврасова, Поленова, В. Васнецова и других. Левитан нашел особую прелесть русских пейзажных настроений, он нашел чисто русский стиль пейзажа и создал в живописи достойные иллюстрации к чудесной поэзии Пушкина, Кольцова, Гоголя, Тургенева и Тютчева.

Он передал необъяснимую прелесть нашего убожества, грандиозную ширь девственных пространств, грустную праздничность русской осени, загадочный соблазн русской весны.

Людей на его картинах нет, но они пропитаны великим умилением человека перед святостью всего.

Не одна красота форм трогала Левитана (напротив того, к "классически" красивым местностям он оставался равнодушным, они смущали его, как смущали Рембрандта прекрасные антики), а сама жизнь природы - то, что все живет и все хвалит Создателя.

Предыдущая глава

Следующая глава


Азбука Бенуа: Б

Масленица в Петербурге. 1910 г.

Руины (Себ. Леклерк)


Главная > Книги > Русская школа живописи > Пейзаж и свободный реализм > Левитановские пейзажи
Поиск на сайте   |  Карта сайта