Александр Бенуа - "Русская школа живописи"

Обложка книги

Книга «Русская школа живописи», первые выпуски которой — превосходные издания большого формата, украшенные орнаментикой Лансере и Добужинского,— появились уже в 1904 году.

Здесь анализ живописи России XVIII—XIX веков ведется с точки зрения «школы», понимаемой как «общая работа для общей цели». Подобный подход сказывается на трактовке творчества ряда крупных мастеров, во многом не совпадающей с оценками в первой книге. Он принуждает, к примеру, положительно отнестись к Брюллову, признать, что Верещагину принадлежит «почетное место» в истории живописи, доброжелательно отозваться о Шишкине. Что же касается заключительной главы, характеризующей современную русскую живопись, то страницы ее буквально испещрены такими «поправками».

Может показаться, что обе книги эти, по своему материалу и жанру относящиеся к исторической науке об искусстве, лишь косвенно связаны с деятельностью Бенуа-критика, да и с русской художественно-критической мыслью вообще. Это не так. Заключительные их разделы посвящены текущей художественной жизни России (так строятся в эти годы и близкие по теме труды других авторов, характеризуя определенную стадию развития русского искусствознания, когда окончательного обособления художественной критики от истории искусств еще не произошло). С другой стороны, менее всего похожие на холодно объективное исследование кабинетного ученого, спорящие друг с другом, они своеобразны как раз сращением исторического исследования с принципами нового искусствопонимания и художественной критики, теми самыми, что рассыпаны в статьях Бенуа в дягилевском журнале. Автор — активнейший художник рубежа XIX—XX столетий, выступая от имени целой группы мастеров, дает здесь свою развивающуюся концепцию современного искусства, спроецированную на прошлое. Вот почему значение во многом спорных книг Бенуа не ограничивается тем, что ими зачитывалось целое поколение русской интеллигенции, что они были предметом бурных обсуждений, ни тем, что почти вся позднейшая литература о русской живописи неминуемо восходила к ним, опираясь на оценки и «приговоры» Бенуа либо полемизируя с ними. Книги эти послужили культивированию нового — эстетического — направления русской художественно-критической мысли, ставившего главной своей задачей анализ мастерства, стиля, индивидуального почерка. Они служили формированию мирискуснического типа «писателя об искусстве» вроде Грабаря или Яремича — широко эрудированного художника, живо интересующегося разными областями творчества и уверенно вторгающегося в них. Они подводили под русскую критику новый историко-художественный фундамент.

Предисловие
XVIII век
Классицизм
Эпоха Романтизма
Александр Андреевич Иванов (1806-1858)
Реализм и направленство
История и сказка
Пейзаж и свободный реализм
Современное состояние русской живописи


Мадонна в беседке шиповника (Мартин Шонгауэр)

Чудо святого Марка (Тинторетто)

Озеро Примель. Бретань. 1905 г.


Главная > Книги > Русская школа живописи
Поиск на сайте   |  Карта сайта