Пейзажисты 70-х и 80-х гг. XIX века

 Грачи прилетели (А.К. Саврасов) Несколько художников 1870-х годов сделали значительные шаги в направлении к более своеобразному и поэтичному пониманию пейзажа. Из них Саврасов представляется самой странной фигурой.

Он, в сущности, создал лишь одну знаменитую свою картину - "Грачи прилетели", но эта первая "весенняя" русская картина явилась как бы символом всего обновления русской живописи. В ней веет уже та мягкая поэзия, которая дала нам впоследствии чудные "стихотворения в живописи" Левитана, Серова и Коровина.

Искусство Федора Васильева (1850-1873) осталось каким-то недоговоренным словом. Поразительная зрелость его техники, красочное дарование и серьезный взгляд на искусство обещали в нем прекрасного художника, тонкого живописца и поэта, но в его рисунках и в большинстве его картин скорее сказалось, что юный мастер был сбит с толку чрезмерными восхвалениями товарищей и что он уже вступил на легкий путь маньеризма.

В противоположность Лебедеву, последние картины Васильева яснее, нежели его первые произведения, выдают искание какой-то нарядности, поблажку дурному вкусу публики. Во всяком случае многие акварели, рисунки и кое-какие картины-этюды этого талантливого художника могли иметь значение в развитии нашей пейзажной техники и представляют из себя крупную художественную ценность.

Здесь еще следует назвать В.Д. Поленова (род. в 1844 г.), заслуги которого перед русским пейзажем заставляют снисходительнее относиться к его "промахам" в исторической живописи. Его кремлевские этюды, его милые, полные истинной поэзии картины "Московский дворик", "Бабушкин сад" были столь же значительны для своего времени, как "Грачи прилетели" Саврасова. От этих картин пошла вся "тургеневщина и тютчевщина" нашего пейзажа. Несмотря на свою не особенно хорошую технику, это бесспорно одни из самых замечательных произведений русской живописи 1870-x и 1880-x годов.

Роль русского импрессиониста сыграл в 1870-x годах А. Куинджи (род. в 1841 г.), ученик Айвазовского, от которого Куинджи, к сожалению, и заимствовал слишком поверхностную технику и наклонность к дешевым эффектам. Разумеется, "импрессионизм" Куинджи требует больших оговорок.

Мельница (Ф.А. Васильев. Акварель)Он добился большей яркости красок, он наметил новые точки в пейзаже, он первый в России (сорок лет после Коро) указал на необходимые упрощения форм, но, человек малокультурный, без всякой меры захваленный современниками, он не создал чего-либо безотносительно прекрасного, художественно зрелого. В технике он остался дилетантом, в мотивах он потворствовал самым грубым требованиям эффектности, в поэзии замысла он не уходил от "общих мест". За границей он совершенно проглядел все освободительное движение близких к нему по темпераменту художников и остался всю свою жизнь "провинциалом", живым, до некоторой степени смелым, но безнадежно грубым и неразвитым художником.

В свое цветущее время Куинджи почти не оказал влияния на товарищей, и лишь на склоне лет ему удалось создать известную школу, быстро опередившую своего учителя. Следы влияния Куинджи можно, впрочем, с известной натяжкой найти и в произведениях Репина, Левитана и других. Но его настоящими учениками является ряд молодых, очень бодрых художников, среди которых здесь необходимо упомянуть Рылова, Рущица, Пурвита, Гауша и Богаевского. Все они, однако, далеко ушли от заветов своего наставника. 1880-e годы следует считать переходным временем для русского пейзажа.

В это время, рядом с Куинджи и Шишкиным, особенно славились имена малодаровитого Судковского, безвкусного маньериста Клевера, "русского дюссельдорфца" Дюккера и слабого последователя Шишкина - Орловского. Тогда же появились первые ростки обновления русского пейзажа: поэтично задуманные, но устарелые в исполнении картины Дубовского, первые, очень простые и непосредственные акварели Альберта Бенуа.

К концу 1880-x годов движение стало определяться с большей ясностью в работах Остроухова ("Сиверко", "Золотая осень"), Светославского (уголки провинциальных городов, поэзия весенней распутицы), Ционглинского (пылкого сторонника импрессионизма, много постаравшегося над передачей трудных красочных эффектов в природе), а также в первых опытах Левитана и А. Васнецова; наконец, много новых слов было сказано, много драгоценных открытий для пейзажа сделано художниками не пейзажистами: Репиным, В.В. Верещагиным, Суриковым, В. Васнецовым и Нестеровым.

Последний снег (И.С. Остроухов, 1886)
Последний снег.
И.С. Остроухов, 1886.

Зеленый шум (А.А. Рылов)
Зеленый шум. А.А. Рылов.

Гроза (А.И. Куинджи)
Гроза. А.И. Куинджи.


Предыдущая глава

Следующая глава


Видение Иезекиля (Рафаэль)

Мадонна ди Мантелюс (Джованни Франческо Пенни)

Преображение (Рафаэль и Дж.Ф. Пенни)


Главная > Книги > Русская школа живописи > Пейзаж и свободный реализм > Пейзажисты 70-х и 80-х гг. XIX века
Поиск на сайте   |  Карта сайта