Творчество флорентийских академиков

Св. Андреа Авелино (Джованни Лафранко) Параллельно с течением болонского академизма протекает и творчество" флорентийских академиков, иногда даже оказывающих известное влияние на живопись Болоньи. Во Флоренции, странное дело, со второй половины XVI в. строгие заветы первых ее "академиков" совершенно предаются забвению, и отныне живопись в городе Сальвиати и Бронзино отдается во власть изысканного, изнеженного искусства Сарто и, еще более, его ломбардского соперника - Корреджо.

Ведь Лодовико Караччи из Флоренции отправился в Парму и, вероятно, по совету Пассиньяно, поставил в основание своей эклектической системы искусство великого пармца.

К сожалению, культ Сарто и Корреджо не придал флорентийцам подлинной жизненности. Отсутствие пламенного и непосредственного отношения к делу, преобладание виртуозности над вдохновением, сведение всего к формальным задачам заставляют и лучших среди них, как, например, Кавалори и Пассиньяно, причислить к академикам.

Аналогичные с Тибальди и Караччи роли во Флоренции играют Бернардино Почетти1, Мирабелло Кавалори2, Санти ди Тито3, Д. Пассиньяно4, упомянутый уже нами нидерландец Страдано, Г. Пагани, Эмполи5 и Чиголи6; к этой же группе нужно причислить сиенца Франческо Ванни7, одного из лучших подражателей Бароччио, и пизанца Ломи8. Значительное освежение внесли затем художники, на которых сказалось известное влияние натурализма: сын Алессандро Бронзино - Кристофано Аллори9, переселившийся в Тоскану нидерландец Биливерти10, Маттео Росселли11, Джованни ди сан Джованни12 и Лоренцо Липпи13.

Подход этих мастеров к своим темам более непосредственный, они не чуждаются красок, некоторые из них, особенно Ломи и Аллори, прекрасно владеют светотенью. Вполне понятно поэтому, если ряд отдельных картин художников уцелели для истории, несмотря на то, что сами личности их авторов утратили интерес и прямо даже забыты14. Кто, например, не знает красивой "Юдифи" Аллори, эффектно построенной сцены "Иосиф и жена Путифара" Биливерти или существующей в нескольких вариантах эффектной композиции Маттео Росселли "Торжество Давида"!


1 Bernardino Barbatelli, известный под прозвищами: "Pocetti", "Bernardino dalle Grottesche", "dalle Facciate" и "dalle Muse", родился во Флоренции в 1542 г. (или в 1548). Ученик Микеле ди Ридольфо, докончивший свое образование в Риме на изучении Рафаэля. Умер мастер во Флоренции в 1612 г. Свои прозвища Почетти получил вследствие того, что почти все его творчество посвящено орнаментальной росписи стен внутри и снаружи домов. Бернардино несправедливо забыт историей. Это один из самых даровитых, самых разносторонних и изобретательных художников позднего ренессанса, вполне заслуживающий серьезного изучения. Из произведений его назовем: орнаментальные уборы в Уффици, плафон в Питти, исторические фрески в S. Marco, во дворике Аннунциаты и в Чертозе. Прекрасные рисунки мастера соперничают с рисунками Перино, Понтормо и Тибальди.
2 Год рождения Mirabello Salincorno, прозванного "Cavalori", неизвестен; считается, что он был учеником Ридольфо Тирландайо, но в его творчестве ясно сказывается, что, главным образом, мастер был обязан изучению Пармеджанино. К шедеврам Кавалори принадлежат небольшие грациозные, но несколько "дряблые" по формам картины, украшающие Studio герцога Франческо I во флорентийском Palazzo Vecchio. Умер Салинкорно после 1578 г.
3 Santi di Tito родился в октябре 1536 г. в Борго Сан Сеполькро; ученик Аньоло Бронзино и Бандинелли; дополнил свое образование изучением древнего искусства и произведений "золотого века" в Риме. Сантиди Тито обладает правильным рисунком, но колорит его очень посредствен; некоторые его религиозные композиции украшены благородными архитектурами. Лучшее, что им создано, это портреты. Умер мастер во Флоренции 23 июля 1603 г.
4 Domenico Cresti da Passignano (прозванный Passa ognuno) родился в Пассиньяно, близ Флоренции; ученик парчеджанеска Джир. Маккиетти "il Crocifissaio", Баттисты Нальдини и, главным образом, Федериго Цуккаро, которому он помогал при росписи флорентийского Duomo и при писании картин в зале "Большего Совета" в венецианском Palazzo Ducale. Сильное впечатление в Венеции на Пассиньяно произвела живопись Паоло Веронезе. Несколько лет П. провел в Риме, исполняя значительные работы для церквей и Ватикана. Умер Пассиньяно 17 мая 1632 г. Из произведений его назовем: фрески во дворике Аннунциаты, "Сошествие Св. Духа" в флорентийской S. Maria Maggiore, "Чудо Св. Креста" в Лувре, "Успение Богородицы" в S. Andrеa dеlla Valle в Риме, "Снятие с Креста" в галерее Боргезе там же.
5 Jacopo Chimenti более известен под именем своей родины Empoli; родился в 1554 г., ученик Tomaso da San Friano, особенно же Э. обязан изучению Андреа дель Сарто, которого он копировал с замечательным мастерством; умер в 1640 г.
6 Cavaliеre Lodovico Cardi da Cigoli (о нем мы уже упоминали в т. II стр. 354) родился 12 сентября 1559 г. в Cigoli, близ Флоренции. Тринадцати лет поселился во Флоренции и поступил здесь в ученики к Алессандро Аллори, у которого он так усиленно занимался анатомией, что этим даже расстроил свое здоровье; позже Ч. пользовался наставлениями Санти ди Тито, а по перспективе архитектора Buontalenti. Призванный в Рим папой Павлом V, Чиголи за значительные работы, исполненные там, был возведен в кавалерское достоинство Мальтийского ордена, скончался, однако, как раз в день получения патента 8 июня 1613 г. Из его учеников наиболее известны: Кристофано Аллори, Джованни Биливерти, Джованни Антонио Лелли, Д. Фети, Аурелио Ломи и другие; он же был учителем живописи Галилея.
7 Cavaliеre Francesco Vanni (о нем мы уже упоминали в т. II, стр. 354.) родился в Ciene в 1563 г.: ученик Салимбени и Пассероти в Болонье, а с 1579 г. в Риме - Джованни де Ванни; позже он отдался всецело подражанию Бароччио. Папа Климент VIII за картину, написанную для San Pietro, возвел Ф. В. в кавалерское достоинство. Вернувшись на родину, мастер приобрел широкую известность не только в качестве живописца, но и в качестве архитектора и механика; умер В. 25 октября 1609 г., в один год с Ан. Караччи и с Караваджо. Второй сын Ванни, Рафаэлло, занимал выдающееся положение в римской школе.
8 Aurelio Lomi родился в Пизе в 1556 г.; ученик своего отца, Бронзино и Чиголи; произведения его имеются в Пизе (в соборе и в Campo-Santo - 1595 г.) и во Флоренции; умер мастер в 1622 г. Брат Аурелио (от другого отца), Orazio Gentileschi (известен и под фамилией Ломи), родился в Пизе 9 июня 1562 г.; ученик брата и дяди Баччио; семнадцати лет отправился в Рим. Впоследствии работал в Генуе, в Савойе, во Франции и в Англии, где мастер и умер в 1647 г. Дочь Орацио, талантливую художницу Артемизию Джентилески, (1590-1642), следует скорее включить в группу живописцев натуралистического течения. Особенно замечательны ее кровавые изображения убийств (напр., "Юдифь" в Неаполе) и портреты.
9 Cristofano Allori родился во Флоренции 17 октября 1577 г.; ученик своего отца, Санти ди Тито, Чиголи и Пагани. Умер в 1621 г.
10 Jan Bilivert, в Италии переименованный в г. Giovanni Biliverti, родился в Мастрихте в 1576 г.; ученик Чиголи. Умер во Флоренции 16 июня 1644 г. В Эрмитаже имеются две картины мастера.
11 Matteo Rosselli, приходившийся внучатным племянником Козимо Росселли, родился во Флоренции 10 августа 1578 г.; ученик Пагани. В 1602 г., во время производства работ в "Капелле Климентине" в Риме, поступил в помощники к Пассиньяно; ему же досталось докончить начатые произведения Пассиньяно, после смерти последнего; Р. пользовался особенной милостью герцога Козимо II и расписал фресками для него виллу Поджо Империале. Умер мастер 18 января 1650 г. Из многочисленных учеников Р. некоторые занимают видные места в истории живописи: Джованни ди Джованни, Бальдассаре Франческини, Лоренцо Липпи, К. Фурини и Стефано делла Белла.
12 Giovanni, родом из San Giovanni, по прозванию "Manozi", родился в 1590 г.; ученик М. Росселли; умер в 1636 г. Его фрески имеются во дворике при монастыре Ognisanti, в римских церквах Quatro Coronati и S. Maria del Popolo; его картины в Питти, в академии и в других местах.
13 Lorenzo Lippi, живописец и поэт, известный своей дружбой с Сальватором Розой, родился во Флоренции в 1606 г.; ученик М. Росселли; одно время состоял придворным художником в Инсбруке: умер во Флоренции в 1664 г. Серия прекрасных рисунков мастера с натуры сохраняется в Лувре.
14 Ко времени расцвета творчества художников этой группы относится и пребывание (1611-1621) во Флоренции Жака Калло, "маленькое" искусство которого, однако, стоит неизмеримо выше творчества этих образцовых виртуозов. Это преимущество Калло можно охарактеризовать словами "чувство жизни", тогда как все схоластические достоинства флорентийцев не в состоянии примирить нас с тем, что их изящное, посвященное церкви и правителям искусство осталось чуждым жизни. Единственный вполне живой флорентиец XVII в. - Стефано делла Белла - примыкает всецело именно к Калло.

Предыдущая глава

Следующая глава


Женщина в окне (Казначейша) (В.А. Тропинин)

Потрет Н.В. Кукольника (К.П. Брюллов)

Портрет г-жи Вилло (пастель) (О. Кипренский)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Итальянская живопись в XVII и XVIII веках > Храмы искусства > Творчество флорентийских академиков
Поиск на сайте   |  Карта сайта