Себастиен Леклерк
Иногда Боссу удается передать настроение тихого домашнего уюта; особенно интересны среди таких листов те, в которых он задается более хитрыми световыми задачами, выдавая тем самым свою принадлежность ко времени Эльсгеймера и Рембрандта. Видим мы из его гравюр и то, как жили в то время художники, имевшие еще накануне своего превращения в царедворцев столько общего с ремесленниками1 и мастеровыми.
Среди позднейших французских peintre graveur'oB XVII в. особенно интересен «внук Калло» Себастиен Леклерк2.
Этот аккуратный, сдержанный, несколько однообразный в своих приемах художник создал бесчисленное количество гравюр, из которых огромная масса орнаментально-виньеточного порядка, но среди которых немало и всяких сюжетов: иллюстраций к поэмам, трактатам и романам, исторических и бытовых картинок, а также столь излюбленных в то время аллегорий.
Приятнее всего в этом обширном творении Леклерка бесхитростные наброски уличных типов и крошечные пейзажи, частью снимки с натуры, частью же идеальные ландшафты. Глядя на его парки с руинами, с тихими отражающими листву прудами или на эти аллеи, из-под тени которых открывается светлый простор, невольно жалеешь, что Леклерк не осуществил подобные «проекты картин» в красках, в большую величину. Но, очевидно, мастер предпочитал всему уют своего рабочего столика и тихий систематический труд гравёра. Зато кое-что из его наблюдений нашло себе отражение в творчестве более великих художников — Ватто и Буше.
Ни обширностью ни разнообразием не уступает Леклерку творение его лучшего ученика, Бернара Пикара3. Особенного внимания заслуживает художник своими жанровыми листами, являющимися для начала XVIII в. таким же бесценным материалом, каким являются листы Калло и Босса для предшествующей эпохи.
Аккуратная, до робости, техника и неспособность передавать сильные эмоции сообщают гравюрам Пикара несколько ремесленный характер, но иногда и у него вдруг промелькнет подлинное чувство уюта или то праздничное настроение, которым в старину отличались те или иные важные моменты обывательской жизни. В этих случаях Пикар является не только продолжателем Босса и Леклерка в коллекционировании бытовых документов, но и предвестником поэта Ходовецкого.
1 Сам Босс был принят в состав преподавателей первой «Academie de peinture», основанной в 1648 г., однако, вспыльчивый, щепетильный, гордый своими познаниями в перспективе, он рассорился со своими коллегами и заслужил от них прозвище «le demon de la dissension».
2 Sebastien Leclerc или Le Clerc-старший родился 26 сентября 1637 г. в Метце; сын золотых дел мастера; начал гравировать пяти лет; превосходно изучил геометрию и перспективу; в 1660 г. назначен инженером-географом при маршале де ла Фертэ: однако советы Лебрена заставили Л. всецело посвятить себя гравюре; Кольбер доставил ему квартиру при главной лаборатории французского искусства — при «Мануфактуре Гобеленов», после чего Л. был назначен «гравёром королевского кабинета», академиком (1672 г.) и римским кавалером (1706 г.); умер Себастиен в Париже 26 октября 1714 г. Все творение Л. насчитывает четыре тысячи листов; между прочим, им издано украшенное прелестными рисунками руководство по геометрии «Pratique de la geometrie sur le papier et sur le terrain» (1-е изд. — 1669 г., 2-е изд. — 1682 г., поддельное— 1700 г. в Голландии). См. С. A. Jombert «Catalogue raisonne de Foeuvre de S. Leclerc», Paris, 1774; Abbe de Vallemont «Eloge de M. Leclerc chevalier romain», Paris, 1715; Meaume «S. L.», Paris, 1877. Сын старшего Л., Sebastien Leclerc le Jeune (1676—1763 гг.), был грациозным, но довольно холодным живописцем круга Сантера и Ватто.
3 Bernard Picart, сын гравёра Этьена Пикара «Римлянина» (1635—1721), родился в Париже 11 июня 1673 г.; ученик своего отца и Леклерка, развил свою технику на точном копировании с произведений великих мастеров гравюры (плодом этих работ было издание в 1734 г. сборника «Impostures innocentes»). Умер П. в Амстердаме, куда он переселился вместе с отцом, 8 мая 1733 г. Из произведений П. особенного внимания заслуживают иллюстрации к обширному труду «Ceremonies et Coutumes religieuses de tous les peuples du Monde representees par des figures dessinees de la main de Bernard Picart», Amsterdam (1723—1743); кроме того, нужно выделить его иллюстрации к Буало (1718 г.), к Фонтепеллю (1728 г.), 24 «эпиталама», награвированных по случаю великосветских браков, и ряд портретов с оригиналов Ван Дейка, Неллера, Пиля, в. д. Верфа и др. В Лувре хранятся серии рисунков Пикара — «Типы нищих» и «Костюмы синьоров, дам, актеров и проч.». Ближайшими к Пикару иллюстраторами были L. E Du Bourg и С. de Putter. Много общего есть между Пикаром и последними голландскими жанристами — Boyer, Horemans, Heemskerk и, наконец, «голландским Хогартом» — Троостом.
У Монплезира в Петергофе. 1900 г. | Парад при Павле I (А.Н. Бенуа) | Церковь св. Екатерины в Санкт-Петербурге. 1899 г. |