Абрахам Босс

Дремлющие девы (А. Босс) При всей склонности к рассуждениям, к моральной проповеди, немногим больше душевности у Абрахама Босса, искусство которого своим возникновением также обязано примеру Калло1. Зато нет во всем французском XVII в. художника, который был бы более щедр на «костюмные документы», нежели этот график-хроникер парижской жизни.

Босс не обладает большой фантазией в смысле mise en scene, a его персонажи скорее напоминают марионеток, чем живых людей, и все же показную сторону своего времени он передал прекрасно.

Из его бесчисленных листов мы знакомимся с тем, как жили люди в дни Людовика XIII и чем они интересовались. Кавалеры и пресьёзы делают свои покупки в магазинах Place Royale, сплетничают вокруг алькова роженицы или отплясывают на вечеринках. Иногда мы проникаем ко двору, видим самого короля, кардинала, фаворита Сен-Марса, Анну Австрийскую ибудущего «Короля-Солнце». Чаще же всего мы присутствуем при занятиях и скромных радостях людей среднего круга.


Руины (Себ. Леклерк)1 Abraham Bosse, сын портного (кальвиниста), родился в Туре в 1602 г.; в 1622 г. он копирует четыре офорта лотарингца Белланжа; вероятно, в 1624 г. поселяется в Париже; в год приезда Калло в Париж, Б. гравирует костюмные листы с характерных рисунков любителя Сент-Иньи («Le jardin de la noblesse francaise» 1629 г., за которым последовал другой сборник с того же автора — «La noblesse francaise a l'eglise); в 1636 г. появляется вполне самостоятельная работа Босса «Figures au naturel tant des Vetements que des Postures des gardes Francaises»; в 1632 г. он женится на дочери часовщика в Туре, Катерине Сарраба; к 1633 г. относятся первые значительные серии бытовых композиций «Le Mariage a la ville», «Le Mariage a la campagne», и к тому же году относится гравюра, изображающая церемонию посвящения в кавалеры ордена Св. Духа; далее следуют много исторических и портретных листов, а также бытовые сюжеты: «Безумные и мудрые девы», «Пять чувств», «Времена года», "Четыре возраста» и, наконец, ряд книжных иллюстраций (для «Le livre du Juste» Дюперрона 1635 г., для романа Гомбревиля «Polexandre», для поэм Юрфе «Astree» и Шапелэна «La Pucelle»). В 1643 г. появляются две книжки Босса, популяризующие открытие геометра Дезарга в перспективе; в 1645 г. он выпускает свой «Traire des manieres de graver en taille douce», в 1649 г. подносит Академии, не будучи ее членом, но состоя преподавателем при ней перспективы, свое теоретическое сочинение «Des Sentiments sur la distinction des manieres diverses de peinture, dessein et graveures, et des orifmaux d'avec leur copie»; позже, однако, возникли недоразумения между художником и Академией, отказавшейся дать свой патронаж для выпускаемых Боссом трудов и исключившей, наконец, сварливого мастера в 1661 г. из числа «назначенных»; в 1662 г. эдиктом короля закрыта основанная им свободная школа; в 1665 г. он издает свой «Traite des Pratiques geometrales et Perspectives enseignees dans 1'Academie Royale», в котором художник воспроизвел письмо Пуссена, довольно строгое, к главному врагу Босса, Эррару, и в 1667 г. еще одно теоретическое сочинение: «Le peintre converti aux precises et universelles regies de son art», направленное против Лебрена. Последние годы Б. иллюстрирует руководство по химии и таблицы к ботаническому атласу. С 1668 г. художник был вдовцом. Умер Б. в Париже 14 февраля 1676 г. См. G. Duplessis «Catalogue de l'Oeuvre d'A. Bosse» (отд. оттиск из «Revue Universelle des Arts», 1859) и Antony Valabregue «Ab. Bosse» в серии «Les artistes celebres».

Предыдущая глава

Следующая глава


Азбука Бенуа: Баба-Яга

Арлекинада. 1902 г.

Двери Тимура (Тамерлана) (Верещагин В.В., 1871—1872)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Последователи Калло > Абрахам Босс
Поиск на сайте   |  Карта сайта