Ренессанс с оттенком барокко

Руфь остается со свекровью (А. де Вердт) Не впадая в особую натяжку, можно утверждать, что уже с самого начала формулы возрождения в переложении нидерландских (и вообще германских) школ стали носить какой-то оттенок барокко. Это станет понятным, если мы примем во внимание, что между барокко и поздней готикой, так называемым style flamboyant, по существу гораздо больше общего, нежели между барокко и искусством Браманте, Рафаэля, Сансовино. Несомненно, и то, что своим настоящим источником барокко имеет мятежную, неуравновешенную, варварски-наивную душу германских рас, понемногу переиначивших на свой лад все то, что латинянам, очнувшимся после средневековой разрухи, удалось на время воскресить и водворить.

Из Рима, из Флоренции шла весть: вернулись древние ясные боги, найдена древняя красота, - и нигде, кажется, этой вести не радовались так, как на обоих берегах и у истоков Рейна. И все же именно здесь новые формулы подвергались полной переработке и становились неузнаваемыми. Мало того, с первых же лет XVI в. обнаружилось и обратное течение.

В самом "отце барокко" Микель Анджело мы найдем больше германских, нежели латинских элементов, немцам же подражали лучшие флорентийцы Сарто и Понтормо, римлянин Перино и уроженец Пармы - Мацуола; что же касается дивного творчества Венеции, то оно в целом пропитано германским духом (здесь в XIV в. чудным цветом расцвела готика), и как раз в Венеции формулы барокко особенно ярко выразились в бурном творчестве Тинторетто.

Аллегория на правление Рудольфа II Барочный элемент усиливается к концу XVI в. повсеместно, но там, откуда он был родом, в Нидерландах и в Германии, он фатально должен был получить чрезвычайное выражение и приобрести в работах ряда даровитых художников характер какого-то эксцесса. Именно в произведениях Спрангерса, Корнелиса Корнелисена, Гольциуса и Втеваля мы заметим наиболее решительный поворот "от Рафаэля" и от прекрасной меры древних.

В творчестве этих же мастеров сказался и какой-то надрыв, как бы отчаяние от сознания своего бессилия достичь вершины, которой искало искусство севера в лице Флориса, Коксие и Ломбарда (в Германии - Гольбейна, Бегама, Пенча, Амбергера). Итальянские "бароккисты" и до самого конца XVI века не теряют чувства известной меры1. В Италии барокко вступает в свой "шаловливый" и "исступленный" период гораздо позже - в XVII и XVIII ее. В германских же странах уже в середине "столетия Рафаэля" нарождается нечто дикое, изломанное, "бесноватое", что затем заражает, в свою очередь, искусство Италии, толкает и его на предельное чудачество и даже безвкусие.

Главой группы живописцев-бароккистов в Нидерландах является антверпенский уроженец Бартоломеус Спрангерс2. Этот мастер покинул родину еще незрелым художником, закончил свое образование частью в Париже, частью в Милане, Парме и Риме, а остальную жизнь прожил при дворе германских императоров.

Тем не менее значение его в истории Нидерландского искусства, в известный момент ее эволюции, очень велико, что отчасти объясняется действительно недюжинной даровитостью Спрангерса, главным же образом тем, что он и на чужбине не прекращал своих сношений с художественною жизнью Фландрии и Голландии, а продолжал принимать в ней деятельное участие, изготовляя рисунки для многочисленных гравюр, которые затем ходили по рукам всех любителей и собратьев. Ван Мандер насчитывает также целый ряд замечательных картин Спрангерса, попавших еще при жизни мастера в нидерландские коллекции, несмотря на то что меценат-император ревниво следил за тем, чтобы целиком все творчество любимого мастера не покидало его резиденции.


1 Насколько умереннее, соразмернее, спокойнее Спрангерса, Гольциуса или Дитерлейна их итальянские прототипы: Федериго Цуккаро, Пармеджанино, Сояро Гатти, Малоссо и мириады декораторов!
2 Bartholomeus Sprangers, или Spranger, родился в Антверпене 21 марта 1546 г. в хорошей бюргерской семье, принадлежавшей к торговому миру. Отец его побывал в Риме, а во время Тунисского похода в 1535 г. и в Африке. Бартоломеус стал очень рано обнаруживать охоту к рисованию, что побудило отца отдать его сначала к подражателю Босха Мандейну (1558 г.), а после смерти его к Франсу Мостарту, который, однако, также вскоре умер. После этого Спрангерс поступил в мастерскую к дворянину-любителю ван Далену, пребывание у которого было особенно полезно юноше ввиду возможности пользоваться богатой библиотекой. Первыми самостоятельными работами Спрангерса были пейзажи, фигуры в которых писали Гиллис Мостарт и Бекелар, но затем юноша решил сам приобрести надлежащие при написании сюжетных картин знания и с этой целью принялся усиленно копировать гравюры Пармеджанино. Отправившись странствовать, С. посещает Париж (где он поступает к миниатюристу Марку Дювалю), Лион, Милан, Парму (сотрудничество Спрангерса с Сояро Гатти кончается жестокой дракой под куполом "Стеккаты"), наконец, Рим, где ему покровительствует Джулио Кловио, кардинал Фарнезе и сам папа Пий V (умер в 1572 г.). После создания целого ряда картин для церквей и дворцов Рима С. удостаивается через посредство Джованни да Болонья приглашения ко двору императора Максимилиана II в Вену, куда он и отправляется (1575 г.) в обществе совершенно ныне забытого Ганса Монта. По смерти Максимилиана Спрангерс остается на службе у Рудольфа II, и при дворе последнего в Праге нидерландский мастер исполняет великое множество картин для дворцов и для церквей. Император, чрезвычайно ценивший художника, наградил его в 1588 г. золотой цепью и возвел Спрангерса во дворянство. В 1602 г. мастер совершил путешествие в Нидерланды. Странное дело, сведения о последних годах жизни знаменитого художника отсутствуют; неизвестно даже в точности, когда он умер в - 1604-м или в 1629 г. Гравировали со Спрангерса, кроме Гольциуса: Килиан, Корт, Долендо, Грейтер, Ян Мюллер, Криспин-де-Пасс, Э. Заделер, Скачиати, Иозеф Шмидт, Турнейзен, Больсверт и др.

Предыдущий раздел

Следующая глава


Повесть о Гризельде (Умбрийский мастер конца XV века)

Рождество Христово (Фиоренцо ди Лоренцо)

Легенда Святого Креста (Антониаццо Романо, фрагмент)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Нидерландская живопись в эпоху ренессанса > Перед новой эрой
Поиск на сайте   |  Карта сайта