Основатели голландской школы
Фламандцы Саверей и Конинкслоо играют значительную роль не только в истории фламандского пейзажа, но и в возникновении так называемой голландской национальной школы благодаря тому, что оба мастера провели остаток жизни в северных провинциях. Такую же роль играет и третий фламандец-эмигрант Давид Винкбоонс, имеющий общие черты, как с Конинкслоо, так и с Гансом Болем, и заслуживающий внимания в одинаковой степени и как пейзажист, и как изобразитель быта1.
Особенно прелестны сложные композиции Давида, в которых затейливые декорации, зарисованные на улицах городов или деревень, оживлены сотнями занятных фигурок. Шедевром среди них является гравюра из серии времен года, изображающая "Зиму" и достойная встать рядом с самыми жизненными листами Питера Брейгеля. Чего тут только нет, и как все это движется, копошится, живет и радуется! Вглядываясь в это согретое чувством жизни изображение, просто не веришь, что целое море времени отделяет нас от запечатленного здесь веселого "Сочельника", сияющего зимней зарей и сотнями огоньков, которыми засветились бойко торгующие лавки. В других гравюрах и картинах Винкбоонс рисует деревенские кермесы, бесчинствующих испанских солдат, охоты, разбойников, нападающих на путников, пикники в лесу и по каналам; или же он отваживается изображать среди декораций во вкусе Конинкслоо древние мифы, придавая им "домашний", почти тривиальный характер и не чуждаясь даже карикатуры.
Давид Винкбоонс мог бы занят и более выдающееся положение в истории нидерландской (и специально голландской) живописи, будь он более свободен в приемах и обладай он более красивой красочностью. К сожалению, мастера связывала какая-то робость, черта какой-то буржуазной аккуратности, и к тому же его палитра содержит слишком много грязноватых бурых оттенков, мертвящих его живопись. Каждую картину Винкбоонса очень интересно рассматривать, она непременно куда-то "уводит" зрителя, но именно чтобы вглядеться в нее, нужно преодолеть известное чувство "скуки", нужно отрешиться от требований чисто живописного характера.
Винкбоонс - "выдумщик", рассказчик и поэт, он более "график", нежели живописец. В этом и причина того, что место его скорее в истории специальной бытовой живописи, нежели среди пейзажистов, работавших над разрешением проблем света, воздуха и яркой, глубокой красочности.К группе разобранных живописцев принадлежит еще целый ряд интересных и приятных пейзажистов, среди которых достойны упоминания здесь: Абрагам Говартс, возможный ученик Яна Брейгеля-Младшего, занимавший в художественном мире Антверпена довольно видное положение; живописец и гравер Питер ван дер Борхт2; затейливый живописец и гравер Адриан ван Стальбент из Антверпена (1580-1662 гг.), приближающийся то к Р. Саверею, то к Питеру и Яну Брейгелям, и, наконец, несколько наивный, но чрезвычайно занятный художник Денис Альслоот, придворный живописец штатгальтерши Изабеллы, в качестве такового писавший процессии, охоты, "портреты" дворцов и т.п.3 Этому же мастеру приписывают три зимних пейзажа, находящиеся в собраниях кн. В.Н. Аргутинского и В.А. Щавинского, а также один рисунок зимнего пейзажа в Эрмитаже. Если бы эта атрибуция была доказана, то следовало бы в Альслооте видеть одного из самых поэтичных и нежных художников начала XVII века, сохранившего известные черты робости от того времени, когда еще царил "прециозный" вкус, учрежденный Болем и Валькенборхом и в то же время уже затронутый тем течением, которое должно было привести к Аарту ван дер Нэру, к Гойену и к Исааку ван Остаде.
В частности, родственные черты с Винкбоонсом имеют еще несколько фламандских и голландских художников начала XVII века однако, о них мы предпочитаем говорить дальше. Дело в том, что на творчестве этих мастеров особенно ясно сказывается постепенный и плавный переход от искусства, характерного для XVI века, к тому расцвету, который мы застаем в XVII веке в Нидерландах, тогда как тот же переход покажется революцией, каким-то катаклизмом, если сопоставить творчество Вэниуса непосредственно с Рубенсом, Корнелисена с Рембрандтом. Оказывается также, что цепи эти, имея своими исходными точками то Фландрию, то Голландию, не лежат каждая в отдельности, но сплетаются зачастую в неразрывные узлы. Так, "национальная" культура голландской живописи имеет своими источниками творчество эмигрантов-фламандцев: Саверея, Ньюланта и особенно того же Винкбоонса. В свою очередь, многим обязана фламандская живопись "высокого стиля" таким голландским художникам, как Гольциус, Втеваль и Корнелисен.
1 David Vinckenboons, или Vinck-Boons, родился в Мехельне около 1578 г.; ученик своего отца Филиппа, поступившего в 1580 г. в антверпенскую гильдию. После 1586 г. Давид переселяется в Амстердам, где он попадает под влияние Гиллиса Мостарта; умер художник в Амстердаме в 1629 г. Гравировали с Винкбоонса: Н. де Бруин, Симон Фризиус, Б. Больсверт, Гессель Герритс, Г. Гондиус, Я. в. Лондерзэль, Сванебург, Я. Кл. Фишер и др. - В России имеется ряд художественных произведений мастера, из которых наиболее интересны: эрмитажный большой "Лес" 1618 г. (кроме того, Эрмитажу принадлежат пять картин из галереи П. П. Семенова и среди них капитальное произведение "Падение Икара"), сложная "Сцена в лесу" в собрании К. А. Сомова и превосходный датированный рисунок в собрании Н. К. Рериха. Интересная картина была еще в собрании Лингена: "Триумф Смерти", но П. П. Семенов, называющий ее в своем труде о нидерландской живописи, сомневается в том, оригинальное ли это произведение Винкбоонса и не является ли оно копией с известной гравюры Б. Больсверта, исполненной с затерявшейся картины мастера. В этой мрачной аллегории, изображающей стремящихся вперед и гибнущих от стрел смерти людей и животных, Винкбоонс ближе всего подходит к Саверею.
2 Известны четыре живописца, носящие эти имена. Автором целого ряда гравюр с изображением пейзажей, мифологических композиций, церемоний, праздников, кермесов и т.д., кажется, надо считать Питера в. д. Борхта из Мехельна, записанного в антверпенскую гильдию в 1580 г.
3 Denis Alsloot родился в Брюсселе около 1570 г., умер около 1626 г. Из его произведений назовем "Процессию св. Гудулы" в мадридском Прадо (1616 г.) и "Парк Мариемонт" в Брюссельском музее (1620 г.).
Семь радостей Марии (Ганс Мемлинг) | Обручение Богородицы (Франчабиджо) | Поклонение волхвов (Якопо Понтормо) |