Мастера архитектурных картин
С первыми опытами в этой области Коуке, Гэмскерка, Бриля, Брэнберга мы уже познакомились. Несколько отдельно стоят странные по своему определенно романтическому стилю, точно в 30 гг. XIX в. написанные, перспективы неаполитанца Дезидерио1, изумительные по живописи, по колориту и по рисунку внутренности церквей - римлянина Филиппо Галиарди (в Прадо и в римской галерее Корсини), а также красивые, отражающие влияние Веронезе и Палладио, картины Франческо Авиани2. Затем вслед за "римскими французами" - Пуссеном, Лемэром и Клодом возникает творчество более монументального стиля ученика Тасси - Вивиани Кодогора-Кодацци, о котором мы уже упоминали, и миланца Гизольфи3. Особенно хороши работы последнего мастера - сверстника Берхема, Вэникса и Розы. Гизольфи освобождается от сухости предшествующего периода, прекрасно умеет группировать эффектные мотивы и всему придавать выгодное освещение; наконец, в техническом отношении он означает большой шаг вперед.
Далее идут: Анджело Мария Коста из Палермо, работавший в Милане (начало XVIII в.), неаполитанец (сын римского декоратора) Pietro Cappelli (умер в 1724 г.), брешианец Ottavio Viviani, с которым работал Я. Миль, римляне - F. Magliuolo, Dom. Robeili и Gianantonio Brili, болонцы - B. Paltronieri, умерший в 1741 г. (он один из первых после Дезидерю начал писать готические руины), упомянутый уже Бигари (1692-1772 гг.), венецианцы - In. Bellavita (1692?-1762 гг.), A. Vizentini4, A. Joli5, оба учителя нашего Феодора Алексеева: Pietro Gaspari (член многочисленной семьи художников, работавших главным образом в Баварии) и Moretti, наконец, знаменитый в свое время моденец Mauro Tesi (1730-1772 гг.).
Самым известным в свое время специалистом по живописи руин и перспектив был Джованни Антонио Паннини6. Положим, мы готовы теперь предпочесть какую-нибудь сочную красочную картину Гизольфи или Марко Риччи композициям этого европейского любимца, удостоившегося в XVIII веке такого же фавора, как "непогрешимый" классик Батони и элегантный Буше. Однако, вполне понятно, что в свое время искусство Паннини, "прибравшее и очистившее мир руин", сделавшее его доступным и желанным украшением самых изящных и нарядных обстановок, должно было пользоваться особым успехом. При этом нельзя отнять у Паннини его огромного мастерства, которое выдерживает сравнение разве только с Беллотто. С одинаковым умением рисовал и писал мастер архитектуру и фигуры, и всего лучше ему удавались те картины, в которых он предоставлял значительное место "стаффажу", решаясь иногда подниматься до исторических сюжетов или до передачи сложных современных происшествий. - И в "истории освещения" Паннини играет не последнюю роль. Он, вместе с Ванвителли и Локателли, означает поворот от "вкусного коричневатого соуса" к более правдивому белому свету, к тому, что мы называем pleinair. Многим в этом отношении ему обязаны и Канале, и Жозеф Верне, и Гюбер Робер, хотя сам Паннини не извлекал всей выгоды из своих открытий, быть может, потому, что его слишком заботило желание оставаться в пределах вкуса "лучшего общества".
1 О дружбе "Monsu Desiderio" (Francesco Desideri) с Коренцио, который будто бы стаффировал пейзажи первого, говорит Доменичи. Работал Дезидерио в 1620-1640 годах. Картины, приписываемый ему и исполненные в густой манере и в красивых сероватых красках, находятся в собрании князя В. Н. Агрутинского-Долгорукова (происходят из собрания П. В. Деларова); подписная картина в галерее гр. Гарраха в Вене.
2 Francesco Aviani родился в конце XVI в. в Виченце; время его расцвета относится к 1630 г.; картины мастера стаффировал Карпиони. Прекрасные образцы творчества в музее Виченцы.
3 Giovanni Ghisolfi родился в 1623 г.; ученик Ghignolo Volpini и возможно, что Вивиани; с 1650 г. жил в Риме, затем посетил многие города, всюду пользуясь большим успехом и (между прочим, его очень ценил Сальватор Роза); умер Г. слепым в Милане в 1683 г. Картины мастера имеются в Дрездене, в Уффици в Неаполе, в Ганновере, в Кэмбридже и в др. местах. Декоративные работы в Чертози Павийской и в Варезе.
4 Antonio Vizentini, живописец-перспективист, гравер и архитектор, родился в 1688 г.; ученик и помощник Антонио Пеллегрини; по его проекту сооружен дворец известного ценителя искусства, английского консула Smith в квартале Santi Apostoli (1766 г.); в 1761 г. В. приглашен первым преподавателем архитектуры ("перспективной") в Венецианскую Академию; в 1767 г. его заменил Francesco Costa, строитель сгоревшего впоследствии театра S. Benedetto, декоратор и ведутист (издавший, между прочим, серию видов Бренты 1750-1762 гг.), но в 1772 г. Косту, в свою очередь, снова заменил Вицентини. Умер В. в 1782 г. - Мастеру принадлежат гравированные виды и виньетки в сочинениях Guiciardini; в 1735 и в 1751 гг. он выпустил серии видов Венеции, гравированных с Канале; в 1767 г. В. издал продолжение теоретического сочинения Gallicioli "Degli errori degli architetti"; в 1771 г. - сборник, преследующий дидактические цели: "Raccolta di Vari Schizzi dornati di celebri autori nobilmente perfezionati accresciuti ed intagliati". Декоративные картины Вицентини имеются в Венецианской Академии и в некоторых дворцах Венеции (напр., в Palazzo Contarini-Bisacco) и ее окрестностей. Мы приписываем мастеру прекрасную перспективу в собрании Л.Н. Бенуа. Фигуры здесь написаны обычным сотрудником В. - Цукарелли.
5 Среди учеников Паннини (согласно графу Тессину) находился и этот моденец Antonio Joli, родившийся в 1700 г., - автор прелестной перспективы "Купальня среди руин" в венецианской Академии. Джоли работал в Венеции уже в 1736 г.; затем часть жизни он провел в разных городах Германии, Испании и Англии и умер в 1777 г. при дворным декоратором в Неаполе.
6 Cavaliеre Giovanni Paolo Pannini (или Pаnini) родился в Пьяченце в 1691 г. (согласно Мариетту, дата рождения должна быть приближена на три года). Попав еще молодым человеком (1715 г.) в Рим, он поступил там в ученики к А. Локателли (для пейзажа) и к Лути (для фигур). Многим он обязан и изучению живописи С. Розе и великолепного перспективиста Ghisolfi; с 1718-го по 1725 г. П. занят декоровкой нижнего зала в вилле Patrizi; в 1720 г. он расписывает зал в Palazzo de Carolis, в 1721 г. - "Seminario Romano" и в 1721 г. - "мезонин" в Квиринале. В 1732 г. П. избран в члены Парижской Академии, в 1755 г. художник "principe" Римской Академии. Последние годы П. руководил декоровкой Palazzo Alberoni, капеллы в апартаментах папы, часовни в S. Maria dеlla Scala. Умер мастер в Риме 21 октября 1768 г. Гравировали с П.: Lempereur, Lebas, J. S. Mьller, Benazech, Bartolozzi и др. Лучшие образчики кисти Паннини находятся в музее Гренобля, в Уффици, в Эскуриале, в Лувре (внутренность S. Pietro и "Зрительный зал" во французском посольстве, 1729 г.), в римской галерее Корсини ("S. Maria Maggiore" и "Palazzo Consulta"), в Квиринале (картина в Cafte-House), в Ashmolean Museum в Оксфорде ("Руины"), в Неаполитанском музее ("Посещение Карлом III собора св. Петра", "Карл III посещает Бенедикта XIV" и три другие картины). В Эрмитаже мастер представлен скромными, но характерными произведениями. Пейзажный живописец Giuseppe Pannini (1745-1812 гг.) был сыном Джованни Паоло. Близким подражателем мастера является С. M. Griffoni.
Los Chinchillas (Гойя) | La Cucana (Франциско Гойя) | Сцена у фонтана (Замок Сандомирского воеводы). 1907 г. |