Театральные декорации

Темница (Дж.Б. Пиранези) Мы не станем останавливаться подробно на всей иллюзионно-архитектурной и театрально-декорационной живописи, которых мы уже касались мимоходом не раз и которой мы собираемся со временем посвятить отдельное исследование. Но нельзя пропустить без упоминания в этом месте те изумительные спектакли, которыми современники были обязаны великим гениям театральной декорации: уроженцу Реджо - Гаспаро Вигарани (1586-1663 гг.), флорентийцам - Бернардо Буонталенти (1536-1608 гг.) и Альфонсо Париджи (умер в 1656 г.), вождю всей художественной жизни Рима - кавалеру Бернини, любимцу Людовика XIV - Джакомо Торелли из Фано (1608-1678 г.) и особенно братьям Фердинанде и Франческо Галли-Биббиена1.

Сами их картины, грандиозные и эфемерные, увы (за исключением декорации Фернандо Джузеппе Биббиены в Байрейте), погибли, но следы их искусства остались в макетах, эскизах и гравюрах, и даже в таком виде оно вызывает восторг и внушает к себе глубокое уважение. Несомненно также, что их открытия, происходившие, так сказать, на глазах у всех, должны были играть огромную роль в смысле воспитание глаза и, в частности, в смысле решения световых задач. Для нас ясно значение Рембрандта, Вермэра и Веласкеса в этой области, но мы совершенно забываем, что какие-нибудь гигантские колоннады Биббиены, частью залитые солнцем, частью погруженные во мрак, должны были тешить вкус человека к таинственному, к дивной игре света и тьмы в такой же мере, как и картины названных великих мастеров светотени2.

В XVIII веке и театральная декорация, и "квадратура" процветают не в меньшей степени, а среди века первая дает снова нескольких колоссов, которые имеют огромное значение как в истории живописи, так и в истории архитектуры. Оба старших Галли-Биббиена довели вычуру барокко до последних пределов; в таких дворцах, которые они строили, неловко было бы жить самому "Королю Солнце"3. В дальнейшем эта разнузданность форм должна была привести к эксцессам безвкусия, к утомительному хаосу и к судорожному кривлянию. Одним из первых восстал против такого положения вещей полуитальянец-полуфранцуз Сервандони4, автор "циклопического" портала церкви S. Sulpice в Париже и автор прославленных в свое время (увы, ныне бесследно исчезнувших) театральных постановок. Несколько сохранившихся от Сервандони макеток и его постройки подтверждают, что художник порвал с миром барокко совершенно и что он, при всей своей потребности к роскоши, видел достижимость ее на пути "классицизма", при пользовании благородными и очищенными формами, доставшимися от древних. Показателем того, что в творчестве Сервандони театрально-архитектурная живопись достигает своего зенита, может служить тот факт, что мастер решался (и с полным успехом) давать спектакли, интерес которых сводился исключительно к живописи и в которых даже актеры были заменены написанными персонажами.


1 Ferdinande Bibbiena Galli, сын живописца (ученика Альбани) Giovanni Maria, родился в 1657 г.: ученик К. Чиньяни и архитекторов Парадассо, Альдоврандини, бывшего прекрасным перспективистом, и Маннини; с первых шагов выдающиеся способности юноши привлекли к нему общее внимание; в 1683 г. он уже приглашен ко двору пармского герцога, для которого художник построил виллу Кодорно, расписал Казино "La Motta", капеллу, зал и фасад Collegio Ducale, галерею в Palazzo del Giardino, церковь капуцинов и мн. др.; ряд работ исполнены Б. и в Пьяченце; из театральных постановок художника особенное впечатление произвела на современников опера "Il Favore degli Dei"; по вступлении на престол Карла VI, Б. был приглашен к венскому двору; умер мастер в 1743 г. Среди архитектурных работ, приписываемых Ф. Б., особенно значительна церковь S. Antonio Abbate в Парме. Из стенной росписи мастера сохранились фрески в Chiesa della Morte в Пьяченце и в Casa Linari в Реджо. Большой популярностью среди декораторов и архитекторов пользовались теоретические сочинения Ф. Б.: "Larchitettura civile preparata su la Geometria e ridotta alla Prospettive" (Parma, 1711 г.) и "Direzione a Giovanni Studenti nel Disegno dellarchitettura civile", Bologna, 1731-32 гг.. Декорации Ф. Б. изданы под заглавиями: "Varii opere di Prospettiva inventate de F. G. Bibbiena, racolte da С. Abbati intagliate de C. Buffagnoti" и в гравюрах того же Буффаньоти: "Disegni delle scene che servano alle due opere che si representano lаnnо corrente nel Reg. Teatro di Torino, dedicate da me P. G. Abbati". - Почти одинаковой с Фердинандо Б. популярностью пользовался его младший брат Франческо (1659-1739 гг.), перестроивший двор манежа в мантуанской Реджии, построивший большой оперный театр в Вене и театр Филармонической Академии в Вероне. - Из остальных членов семьи Биббиена-Галли особенно замечателен сын Фердинандо Fernando-Giuseppe (1696-1756 гг.), работавший при венском, мюнхенском, штутгартском, дрезденском, байрейтском и берлинском дворах (в Берлине мастер и умер), отделавший (сохранившийся до сих пер, с декорациями мастера) байрейтский театр, соорудивший, по случаю коронации Карла VI, грандиозные декорации в саду пражского замка (1723 г.) и триумфальные арки в Праге по случаю канонизации св. Иоанна Непомука (1729 г.). Многие декорации мастера воспроизведены в издании: "Architetture e Prospettive dedicate alla Maestia di Carlo Sesto", 1740 г. Упомянем еще: сыновей Фердинандо - Alessandro (1687-1769 гг.) и Antonio (1700-1774 гг.), сына Джузеппе - Carlo (1728-1788 гг.), работавших в Вене, Мюнхене, Байрейте, Лондоне, Берлине, Неаполе и, по некоторым сведениям, в России, а также сына Франческо Giovanni Carlo (умер в 1760 г. в Лиссабоне).
2 Принципом света в декорационной живописи до выступления Пиранези и Гонзаго была известная мягкость и равномерность. Пиранези и особенно Гонзаго играют в истории театральной живописи ту же роль, что Караваджо и Рембрандт в картинной. У них эффекты построены на сильных контрастах.
3 В том же духе, как Биббиена, работали художники другой "династии" - Galliari, происходившей из Адорно, близ Биэллы: братья Бернардино (1707-1794 гг.) и Фабрицио (ученики миланца Дж. Д. Барбиери) и сыновья последнего - Джованни и Джузеппе, работавшие в Турине, Милане и Берлине. У Галлиари одно время учился Гонзаго. - Кроме того, следует упомянуть еще венецианца G. B. Crosato (умер в 1786 г.), миланца Clemente Isacchi di Viadana и флорентийца Chelli. Вообще же всех превосходных театральных декораторов XVII и XVIII вв. не перечислить. С некоторыми из них мы встретимся несколько ниже, при обсуждении перспективной живописи.
4 Cavaliere Giovanni Geronimo Servandoni, о котором Дидро говорит: "Grand machiniste, grand architecte, bon peintre, sublime decorateur", родился во Флоренции 22 мая 1695 г.; ученик Паннини и архитектора G. G. Rossi в Риме; в "вечном городе" мастеру удалось и совершенно переработать свой вкус на изучении античных памятников; одно время С. жил в Португалии, изготовляя декорации для Оперы (здесь он был возведен в достоинство кавалера ордена Христа); в 1724 г. мастер отправился в Париж, где он опять-таки заведовал постановками королевского театра, вызывая ими всеобщий энтузиазм (особенно поразили его декорации, изображавшие долину Нила, в 1728 г., а также его постановка оперы "Lempire de lamour"); в 1731 г. он выбран членом Французской Академии в качестве пейзажиста; в 1732 г. им выставлена первая модель портала к церкви S. Sulpice; в 1738 г. С. представил в "Salle des machines" Тюльери свою "Пандору" (в которой роль актеров исполняли писаные фигуры); в 1739 г. он поразил парижан грандиозным фейерверком во время празднеств по случаю заключения мира; еще великолепнее был фейерверк, устроенный им по случаю бракосочетания Елизаветы Французской с инфантом Филиппом; в 1749 г. мастер отправился в Германию и оттуда в Англию; умер С. в Париже, отставленный отдел и разоренный слишком пышным образом жизни, 19 января 1766 г. ("Ce Servandoni est un homme, que tout lor du Pеrou nenrichirait pas", говорит про него Дидро). Кроме великолепного фасада S. Sulpicea и часовни Богородицы в той же церкви, С. принадлежат проекты триумфальной арки на месте прежней Porte de la Conference и величественной площади Людовика XV (на месте нынешней Place de la Concorde). Несколько театральных макеток мастера сохранилось в парижских собраниях маркизы Кастельбажан и М. Бурдон, картина "Руины", написанная в 1731 г. на звание "академика", находилась в 1870 гг. в Лувре (ныне в Ecole des Beaux Arts).

Предыдущая глава

Следующая глава


Битва св. Георгия с драконами (сер. XV века)

Большой театр в Петербурге. 1945 или 1946 г.

Медный змий (Бруни Ф.А., 1841)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Итальянская живопись в XVII и XVIII веках > Сеттеченто > Театральные декорации
Поиск на сайте   |  Карта сайта