Творчество братьев Ленэн

Обедающие крестьяне (Братья Ленэн (Антуан?)) Что искусство братьев Ленэн происходит от Караваджо, это с очевидностью доказывают такие картины, как луврское «Поклонение пастырей», в котором как будто даже встречается одна из римских моделей Караваджо; близость к Лару и Черквоцци обнаруживается в целом ряде картин у графа Луи де Сейссель в Турине, в луврской «Тележке», в эрмитажной «Молочнице», в двух Кенсингтонских картинах; родственные Хонтхорсту задачи мы встречаем в луврском «Кузнеце»; родственные Дирк Гальсу — в таких картинах, как луврский «Семейный портрет».

И при всем этом картины Ленэнов резко отличаются от всех других «натуралистских» картин первой половины XVII в. А именно: в них совсем нет каких-либо попыток изящного arrangement, и действительность списана в них с какой-то прямо «фотографической» точностью. Иные картины Ленэнов простодушны и неуклюжи, как работы любителей, иные даже просто беспомощны.

Однако в лучших из них все же всегда проявляется настоящий глаз художника — как в остроте объективно подмеченных подробностей, так, в особенности, в общем тоне.

Скромны картины братьев Ленэн, но именно красочная гамма некоторых из них, особенно тех, которые рисуют сцены на открытом воздухе, стоит совершенно особняком и не имеет себе подобных во всей истории искусства, включая сюда пленэристов и импрессионистов XIX в. Холодная атмосфера прямо светится, а персонажи, их лица, их одежда, наконец, все детали подобраны так, чтобы еще более подчеркнуть серебристость, «благородную серость» всего. Говорить перед такими выдержанными аккордами, как эрмитажная «Молочница», о случайном эффекте — недопустимо. В основании создания такой жемчужины должны были лежать очень сильные творческая воля и определенный, совершенно своеобразный вкус. И вот именно в этих чертах сказываются французы — наследники Фуке, современники Пуссена и предшественники Шардена. В многогранном, разнохарактерном облике французской школы нет, если можно так выразиться, более «национальных» примет, нежели выдержка и строгость, присущие всем лучшим ее представителям.

Предыдущая глава

Следующий раздел


Зал в доме командора. 1911 г.

Павильон Армиды. 1907 г.

Зал родового замка Боротин. 1908 г.


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Французский натурализм > Творчество братьев Ленэн
Поиск на сайте   |  Карта сайта