Пьер Бребьет, Рэмон Лафаж

Людовик XIV на карусели 1662 года (Шово) Отдельно от прочих французских графиков стоят Пьер Бребьет и Рэмон Лафаж. Бребьет особенно интересен своими оригинальными виньетками-фризами1. Некоторыми чертами своего прихотливого искусства Бребьет представляет явление, параллельное Кастильоне, Кассане, Карпионе и другим специалистам по шутливой мифологии. Лафаж2 имеет нечто общее с Лепотром: ту же необузданную страсть к импровизации, ту же мгновенную находчивость. Однако не менее характерна для обоих неспособность вжиться в предмет и его разработать. И Лафаж не оставил по себе ни одной настоящей картины. При этом Лепотр для нас несравненно интереснее затмившего его в свое время «тулузского Рафаэля». Основная цель всего творчества Лепотра — убранство, украшение, и, достигая пышности общего впечатления, мастер исполнял свою задачу даже в тех случаях, когда его произведение оставалось всецело внешним. Притязания Лафажа гораздо большие; его импровизации должны вызывать в зрителе поэтические ощущения и настроения. Между тем Лафаж никогда не убеждает, и мы не способны ему поверить. В той же категории несравненно интереснее работы римлянина Пьетро Тесты3, у которого весь стиль более строгий, а живописные идеи более продуманы4...


1 Pierre Brebiette родился в Манте в 1596 г. Жил в Италии, позже в Париже. Умер в 1650 г. Его главным произведением считается гравюра «Богородица во славе».
2 Nicolas Raymond de La Fage родился 1 октября 1656 г. в Lisle en Albigeois на юге Франции. Ученик славившегося в Тулузе J. P. Rivalz'a, сына которого Л. сопровождал в Париж. Управляющий провинции Лангедока, Фуко, дал ему средства совер шить поездку в Италию, где Л. преимущественно изучал Караччи. Согласно Мариетту, лучшие рисунки мастера созданы в кабаках, в которых этот представитель художественной богемы пил горькую и питался исключительно чесноком и солениями. Около 1683 г. Л. отправился в Тулузу для исполнения нескольких работ для г. де Фьёбе; по возвращении в Париж, Л. предпринял новое путешествие в Италию, однако, изнуренный разгульным образом жизни, мастер умер в Лионе 4 ноября 1690 г. Наи большим количеством рисунков Л. обладал Кроза (согласно каталогу распродажи этого замечательного собрания, в нем было 304 рисунка мастера). Кроме рисунков Л., из которых часть была издана его поклонником, гравёром ван дер Бругген в Па-риже в 1689 г., можно иметь понятие об искусстве Л. по его оригинальным офортам; Robert Dumesnil насчитывает их 21 лист. См. Ph. de Chennevieres-Pointel «Recherches sur la vie de quelques peintres provinciaux», Paris, 1850, т. II, стр. 227.
3 О Пьетро Тесте см. т. III.
4 В истории живописи можно обойти молчанием таких графиков, как близкого к Боссу Saint-Igny, как авторов несметных модных листов эпохи Людовика XIV — Saint Jean и Bonnard, наконец, как A. Trouvain, изобразившего в серии ремесленно-тонких гравюр интимную жизнь Версальского двора. Произведения этих мастеров бесценны для истории быта и одежды, но в художественном отношении они скорее ничтожны.

Предыдущая глава

Следующий раздел


Петергоф. Львиный каскад и колоннада. 1900 г.

Церковь св. Екатерины в Санкт-Петербурге. 1899 г.

Павильон. 1906 г.


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Последователи Калло > Пьер Бребьет, Рэмон Лафаж
Поиск на сайте   |  Карта сайта