Группа "натуралистов"

Гадалки (Манфреди) Даже если бы мы сузили понятие о потомстве Караваджо до крута тех художников, которые обнаружили прямую от него зависимость, то мы и тогда встретили бы очень значительную группу. Эти мастера, по существу, не привнесли ничего нового к тому, что было найдено Караваджо, но в значительной степени благодаря им (и несмотря на все гонения академиков и маньеристов), натурализм пустил глубокие корни и учение его распространилось по всей Европе.

Первые "караваджисты" были итальянцами; однако очень скоро подошли к ним и французы, и испанцы, и нидерландцы, и немцы. В целом всю славную испанскую школу XVII века можно рассматривать как один из отпрысков натурализма1, да и голландская и фламандская школы, в своем спасительном повороте от маньеризма и эклектизма к живой и простой правде, особенно обязаны Караваджо и "караваджистам", имевшим в начале XVII века огромное влияние на воспитание общественного вкуса.

Ведь из той же Италии, считавшейся непогрешимым авторитетом хорошего вкуса, из той Италии, откуда до сих пор художники Фландрии и Голландии получали программу "романистского" академизма, теперь пришла весть об освобождении от условностей "благородного стиля", о дозволенности тех художественных приемов, которые были бесконечно более близки душе потомков Эйка и Брейгеля, нежели приемы Рафаэля и Микель Анджело.

В группу "натуралистов", непосредственно примыкающих к Караваджо, входят, за исключением испанцев, о которых речь впереди, итальянцы: Спада, Манфреди, Сарачени, Риминальди, Борджианни, Артемиза Джентилески, Серодине; француз Валентэн (а также братья Ленэн, к которым мы обратимся впоследствии); нидерландцы: Янсенс, Зегерс, Т. Ромбоутс, оба Хонтхорста, Ц. в. Эвердинген, Я. Биларт, Я. Г. Кейп, А. Линссхотен, В. Крабет, В. в. д. Валькерт, Хельт Стокаде, Зантвоорт, П. де Греббер, Бабюрен, Альдевэрельд, Иоахим Гоукгэст2; немец Зандрарт3 и чех Скрета4.

Все эти художники избрали своей специальностью картины бытового характера, и даже в тех случаях, когда они обращались к религиозным сюжетам, они трактовали их в совершенно жанровом понимании, непременно с поколенными фигурами в натуральную величину и при пользовании тем погребным или искусственным освещением, к которому стал прибегать сам Караваджо для придачи своим картинам наибольшей пластичности и убедительности.


Суета. Юдифь с головой Олоферн (Карло Сарачени)1 Вершины испанской живописи - Рибейра, Веласкес и Сурбаран - остались верными натурализму до конца своей деятельности. При этом, однако, их искусство настолько пропитано испанским национальным духом, что рассматривать их творчество (и творчество всех их аколитов) в этом месте было бы натяжкой.
2 Дадим здесь краткие сведения о тех названных мастерах, на которых мы не останавливаемся в тексте: - Jan van Bylart родился в Утрехте в 1603 г.; ученик своего отца (умер в 1627 г.) и Абр. Блумарта; путешествовал по Франции и Италии; по возвращении поселился в Утрехте, где он поступил в гильдию в 1630 г.; последние годы занимался торговлей красками; умер там же 13 ноября 1671 г. Кроме крупных картин во вкусе Караваджо, Б. писал и маленькие сюжеты во вкусе Эльсгеймера и Пуленбурга, а также изготовлял (для датского короля) картоны к шпалерам. Характерные произведения мастера украшают музей Амстердама ("Лютнист"), Брауншвейга ("Блины" и "Считающая деньги девушка"), Касселя ("Сводня"), Кеннигсберга ("Пир", 1635 г.), Лондона ("Семейный портрет") и венской галереи гр. Гарраха и кн. Лихтенштейна. - Jacob Gerritsz Cuyp родился в Дордрехте в 1594 г.; сын живописца на стекле Герита Геритса К. (умер в 1644 г.) и отец знаменитого пейзажиста Альберта Кейпа; ученик своего отца и Абр. Блумарта в Утрехте; с 1617 г. числится в дордрехтской гильдии; в 1625 г. переселяется на короткое время в Амстердам; в 1628 и 1634 гг. состоит дьяконом Waelsche Gemeente в Дордрехте; в 1642 г. основывает там же новую гильдию. Умер К., вероятно, в 1651 г. Произведения - в музеях Амстердама ("Пастухи", 1628 г., и портреты), Берлина (портреты 1624 г. и др.), Будапешта (портрет 1649 г.), Эрмитажа ("Два солдата"), Роттердама ("Групповой портрет детей", 1635 г.), Стокгольма ("Старик"). В 1641 г. издана серия гравюр с изображениями животных по рисункам Кейпа. - Adrian Cornelisz v. Linschoten, уроженец Дельфта (около 1 590 г.), жил в Италии (ученик Рибейры?), позже в Дельфте (1634-1645 гг.) и в Гааге; умер в 1677 г. - Гоубракен упоминает о его критическом отношении к лощеной манере Хонтхорста. Картины Л., вероятно, ходят под именем Рибейры. Ему приписывалась одна картина в собрании П. П. Семенова: "Св. Франциск Ассизский". - Wouter Pietersz Crabeth II, внук знаменитого живописца на стекле Pieter W. С. I., родился в Гоуде около 1593 г.; ученик Кетеля в Амстердаме и, вероятно, А. Блумарта в Утрехте; жил в Италии и во Франции; в 1628 г. женился в Гоуде; умер там же до 1662 г. Произведения его - в Амстердамском музее ("Неверие Фомы"), в Стрелковом доме в Гоуде ("Групповой портрет", 1644 г.), "Игрок" в собрании M. Pflaum в Фаненбурге, близ Дюссельдорфа, и в других местах. - Werner van den Valckert родился в Амстердаме около 1580 г.; предполагаемый ученик Гольциуса; жил и работал в Амстердаме; позже переехал в Данию и произвел здесь ряд работ для Фредериксборга; умер около 1630 г. в Амстердаме. Его мощные групповые портреты в Амстердамском музее (1622, 1624 и 1627 гг.); там же его "Венера", отражающая в одно и то же время влияния Караваджо и Корнелиса Гарлемского; кроме того, упомянем картины: "Осмеяние Христа" в Копенгагенском университете и "Христос с детьми" в утрехтской церкви св. Екатерины (1620 г.). Валькерту принадлежит и ряд офортов. Nicolas van Helt Stockade родился в Нимвегене в 1614 г.; ученик М. Рейкерта, дополнивший свое образование в Италии и во Франции; в 1646 г. мастер в Антверпене; в 1652 г. - гражданин Амстердама; умер в Амстердаме 26 ноября 1669 г. Писал преимущественно декоративно-аллегорические картины и знаменует, вместе с другими голландцами, переход от караваджизма к академизму. Он приходился зятем Асселейну. Произведения Х.-С. в амстердамской ратуше, в Мюнхенской Пинакотеке, в Гаагском музее. В Эрмитаже Х.-С. приписываются этюд полунагой женщины, а также картины во вкусе Хонтхорста: "Прядильщица" и "Дама у туалета". - Dirk Dirksz van Santvoort преимущественно известен как портретист; родился в 1610 г. в Амстердаме, сын живописца D. P. v. S., известного под прозвищем "Bontpaert"; возможно, что был учеником Рембрандта (двух своих сыновей он крестил именем Рембрандта); в 1636 г. - мастер; умер 9 марта 1680 г. Многочисленные его портреты в Амстердамском музее, картины - в Роттердаме (1632 г.) и в Лувре (1633 г.). - Pieter Francz de Grabber, сын живописца, друга и поверенного в делах Рубенса, Fransa Pietersz G., родился и Гарлеме около 1590 г. (или 1600 г.); ученик своего отца и Г. Гольциуса; принят в гарлемскую гильдию в 1632 г.; умер после 1649 г. (в 1655 г.?). Из его произведений упомянем: большой "Триумф Аполлона" во вкусе Эвердингена в Оранском зале замка Босх (Вурцбах считает эту картину произведением отца Г.), большой "Плач над Телом Господним" (1640 г.) в Амстердамском музее, "Вирсавию" в Бордо, "Воскрешение Лазаря" в брюггском St.-Jacques, портрет стариков супругов (1628 г.) в Будапештском музее, "Нахождение Моисея" в Дрезденской галерее (1634 г.), портрет юноши там же (1632 г.), "Деяния милосердия" и другие картины в Гарлемском музее, "Пир Артаксеркса" (1622 г.) в Стокгольмском музее. Мастером выгравирован ряд офортов. - Dirk van Baburen был в 1611 г. учеником Морельзе (о Морельзе, имеющем также много "караваджистских" черт, мы еще будем иметь случай говорить) в Утрехте; позже посетил Италию; умер в Утрехте после 1623 г. (в 1624 г.?); находился в сношениях с Рубенсом, Иордансом, Валькертом и Тербрюггеном. Из картин великолепного натуралиста назовем: "Прометея" и "Сводню" в Амстердамском музее (1623 г.), "Блудного сына" в Майнцинском музее (1623 г.), "Положение в гроб" в римской церкви Sail Pietro in Montorio (1617 г.?), "Портрет девушки" и Базельском музее. Его картину "Картежники" гравировал Скородумов. В собрании Деларова находилась картина Б. "Аполлон и Марсий". - Hаrmen Alderweereld родился в 1629 г. (или раньше; женился в Амстердаме в 1622 г.; умер в 1669 г. Преимущественно писал портреты. В составе Семеновского собрания в Эрмитаж поступила его картина "Концерт" (1652 г.). Мастеру принадлежит серия портретов голландских адмиралов, известная по гравюрам XVII в. - Joachim Ottensz Hoeckgeest, дядя знаменитого живописца церквей, родился около 1590 г., принят в гаагскую гильдию в 1610 г.; в 1611 г. женился в Амстердаме; умер в 1644 г. Ему принадлежит картина, бывшая в собрании г. Челищева: "Христос исцеляет женщину", 1625 г. Известны хорошие портреты мастера.
3 Joachim Sandrart, живописец и историк, родился во Франкфурте-на-Майне 12 мая 1606 г. (семья происходила из Фландрии, но покинула Нидерланды во время религиозных преследований); ученик граверов: Danielя Soreau в Ганау, с 1620 г. Петера Иссельбурга в Нюрнберге, а с 1622 г. Э. Заделера в Праге; последний мастер и посоветовал юноше обратиться к живописи. После короткого пребывания в 1623 г. во Франкфурте, Зандрарт отправляется в Голландию и поступает в мастерскую к Хонтхорсту, которого он сопровождает в 1627 г. в Лондон; оттуда 3. предпринимает путешествие в Венецию, в Болонью и в Рим, всюду завязывая знакомства с лучшими художниками и учеными того времени (Яном Кейсом, Гвидо, Альбани, Гверчино, Клодом Уорреном, Пуссеном, Веласкесом, Галилеем и маркизом Джустиниани, поручившим ему в 1631 г. издание своих художественных сокровищ). В 1635 г. художник на родине, однако печальные обстоятельства Тридцатилетней войны принуждают его покинуть Франкфурт и поселиться снова в Голландии, где он пользовался известной популярностью. После того, как его жена получила по наследству поместье Stockau, близ Ингольштадта, 3. распродает свои собрания и поселяется в этом замке; в 1647 г. Штокау подвергается разграблению французами, но художнику удается восстановить его с большей роскошью и выгодно продать: в 1649 г. мы застаем 3. в Нюрнберге за групповым портретом членов Мирного конгресса (ныне в нюрнбергской ратуше); после продажи Штокау мастер живет при венском дворе и в Аугсбурге; в 1674 г. он женится вторично; умер 3. 14 октября 1688 г. в Нюрнберге. Часто безвкусные, "провинциальные", но не лишенные силы произведения Зандрарта разбросаны по галереям Вены (аллегории), Ашаффенбурга, Шлейстейма (едва ли не лучшее из созданного мастером - серия "Месяцев", 1643 г.), Франкфурта, Ренна. Из сочинений 3. особенный интерес представляет "Deutsche Akademie der edlen Bau-Bild und Mahlerkenste", Frankfurt und Nurnberg, 1675, имеющая для истории немецкой живописи почти то же значение, как труд Вазари для итальянской.
4 Karel Screta Ssontnosky z Zawoczicz, родился в Праге в 1605 г.; художественное воспитание получил в Венеции (у Лейса?), в Болонье, Флоренции и в Риме (1634 г.); по возвращении в Прагу принят в 1644 г. членом живописной корпорации (с 1653 по 1661 гг. - старшина корпорации); умер в Праге 1 августа 1674 г. Картины Скреты, отличающиеся очень красивой живописью и горячим колоритом, находятся в пражском Рудольфинуме и в Дрезденской галерее.

Предыдущий раздел

Следующая глава


Эскиз иллюстрации к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". 1916 г.

Бракосочетание святой Цецилии (Франческа Франчиа)

Расширение госпиталя (Доменико ди Бартоло)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Итальянская живопись в XVII и XVIII веках > Последователи Караваджо
Поиск на сайте   |  Карта сайта