Гверчино
Вообще Гверчино - один из величайших художников XVII века, но приходится пожалеть, что развитие его шло путем, обратным тому, которым шло развитие аналогичных с ним испанцев, неаполитанцев и нидерландцев. Мастеру, начавшему с полной приверженности натурализму, очевидно, не хватило той глубины духовных переживаний которая помогла сохранить свежесть и бодрость творчеству Веласкеса или Сурбарана до самых их последних дней, или которая привела Рембрандта от "внешнего натурализма" к "натурализму мистическому". Ранние церковные картины Гверчино, и особенно его внушительное "Погребение св. Петрониллы", исполнены мощи и большего чувства1, в то же время это первоклассные образцы живописной красоты, на которых затем могли учиться лучшие художники. Само преобладание в них черноватых тонов не есть недостаток, а скорее достоинство, - на столько эти черные тени красиво делят массы, с таким истинным вкусом проложены соразмеренные и энергичные градации от них к сверкающим складкам белья и к грязно-желтым тонам одежд, к дымчатой лазури небес.
При этом сказывается во всем искреннее, глубокое чувство, сообщающее этим произведениям значение образцовых церковных картин. Позже, однако, Гверчино стал все чаще и чаще впадать в условность, краски же постепенно перешли в ту холодную пестроту, которая так характерна для бездушной академической живописи. Закончил мастер тем, что перенял вполне не только манеру, но как бы и "душу" Доменикино, оказался каким-то паладином, вставшим на защиту захиревшего болонского академизма.
Среднее место между караваджистами и академистами занимают еще несколько художников, близких к Гверчино по духу и зачисляемых в болонскую школу. Среди них особенно замечательны - горячий колорист, восхитительный живописец тела Якопо Каведоне2 и "комаск" Пьер-Франческо Мола, ученик и сотрудник Альбани, один из самых блестящих виртуозов техники за весь XVII век3. Картина Молы в Лувре "Видение св. Бруно" справедливо причисляется к самым совершенным произведениям живописи сеиченто, в портретах художник спорит с лучшими фламандцами и испанцами, а в пейзаже он представляется наиболее тонким и правдивым среди итальянских исторических живописцев4. До известной степени, в ту же группу, занимающую срединное положение, можно включить моденца Бартоломео Скидоне5 и ученика Рени - Канласси6.
1 Хорошая копия с этой картины работы В.Д. Серебрякова находится в Императорской Академии Художеств. Там же имеется копия с картины Гвидо "Плач над Телом Господним" работы С.А. Живаго; последняя картина - одно из свидетельств временного влияния Караваджо на Гвидо.
2 Jacopo Cavedone родился в Сассуоло (Моденская область) в 1577 г.; сын аптекаря, изгнавшего его из дому; юношей заинтересовался Караччи (по другим сведениям, Каведоне, сын посредственного живописца, был послан на счет родного города в учение к Караччи); закончил К. свое образование в Венеции на изучении Тициана; по возвращении К. в Болонью, Гвидо взял его к себе в помощники в Рим, но художник скоро вернулся в Болонью, где женился; после громких успехов первого времени, очень скоро начался упадок К. отчасти благодаря семейным несчастьям (жену художника считали бесноватой, сын умер от чумы); наконец, рассудок мастера помрачился после падения с лесов во время работ в болонском S. Salvatore; К. закончил жизнь в 1660 г. в совершенной нужде. Картины мастера чрезвычайно редки. Лучшие находятся в музеях Лувра ("Св. Цецилия"), Вены ("Св. Севастиан"), Прадо ("Поклонение пастухов"), Болоньи ("Мадонна со св. Петронием", 1614 г.), Мюнхена ("Pieta") и Модены ("Мадонна со святыми"), а также в болонской церкви S. Paolo (считается его шедевром "Поклонение волхвов"; Альбани приравнивал эту картину к Тициану).
3 Pier Francesco Mola родился 9 февраля 1612 г. в Кольдрерио, близ Комо; сын архитектора; попав юношей в Рим, М. поступил к Арпино, позже в Болонье отец определил его к Альбани; наконец, М. попал под влияние Гверчино, который, как говорят, исполнился завистью к своему юному сопернику. Последние годы М. жил в Риме, найдя себе мощных покровителей в папах Иннокентии X и Александре VII. Умер художник в 1668 г., накануне отъезда во Францию, куда он был приглашен Людовиком XIV. -Кроме упомянутых произведений, назовем фрески М. в римском Gesu, картины в S. Carlo la Corso, "Историю Иосифа" в Квиринале. - H. Voss приписывает М. и великолепный портрет, т. наз. "Fulvio Testi", в Брере, считающийся работой дель Каиро. Однофамилец M., Giovanni Battista M., работал в Безансоне, однако мнение, будто он был французом, ошибочно.
4 Особенно изысканностью эффекта отличается фон на дрезденской картине "Геро и Леандр".
5 Bartolommeo Schedone, или Schidone, родился около 1570 г. в Модене; ученик, согласно Мальвазии, Караччи; С. пользовался особым благоволением герцога Рануччио, пожаловавшего мастеру дом в Фелегаре; умер с горя, проиграв значительную сумму денег, в 1615 г. Картины С. очень редки; хорошие образчики его творчества можно видеть в Эрмитаже, в Неаполитанском музее, в церквях Пьяченцы и Модены. Много общего со Скидоне имеет пармский живописец Giulio Cesare Amidano (15607-1628 гг.).
6 Guido Canlassi, или Cagnacci, родился в 1601 г. в Сант-Арканджело, близ Римини; ученик Гвидо Рени в Болонье; закончил жизнь придворного живописцем при цесарском дворе в Вене; мастер умер в 1681 г. Лучшие картины К. находятся в музее Вены, в Мюнхенской Пинакотеке, в галерее San Luca в Риме; две характерные картины имеются и в Эрмитаже.
Большой театр в Петербурге в 1885 году. 1939 г. | Замок. 1895 г. | Магдалина и два ангела |