По стопам мастера

Амур (О. Риминальди) Из перечисленных мастеров едва ли не ближе всех к Караваджо стоит уроженец Франции Валентэн1.И он, подобно большинству "караваджистов", прибыв в Рим около 1620 г., не мог уже застать в живых "отца натурализма".

Тем ярче свидетельствует о силе влияния Караваджо то, что формулы его искусства были с совершенной точностью заимствованы и впитаны даже теми из его последователей, которые, подобно Валентэну, о нем самом могли судить лишь понаслышке и которым оставалось изучать работы мастера, разбросанные по церквям и коллекциям.

Затруднительно было бы определить, в чем именно отличаются картины Валентэна от произведений его вдохновителя.

Все - как их композиция, так и мужественный стиль - восходит к Караваджо и являет отличительные особенности последнего с не меньшей мощью и выдержкой.

Лишь в некоторых случаях сказывается склонность мастера к большей пышности, которой он мог заразиться от своего предполагаемого учителя - Симона Вуэ - караваджиста, увлекавшегося декораторами Болоньи и Рима, а в красках Валентэн, пожалуй, еще более однообразен, еще более "верен потемкам", нежели Караваджо.

Живописные достоинства остальных итальянских караваджистов очень неодинаковы. Спада2 и Манфреди3 представляются наиболее жесткими, наименее способными к передаче каких-либо "вибраций". У них фигуры явно позируют, а применение погребного освещения приводит к глухой черноте. Тем не менее и они великие мастера в передаче тела и в характеристике лиц.

Такие картины, как "Св. Доминик, сжигающий книги еретиков" Спады в болонском San Domenico, или как групповой портрет охотников Манфреди в Питти, должны фигурировать среди "классических" произведений сенченто.

Художественная личность венецианца Сарачени4 до сих пор мало выяснена, но, кажется, его следует считать выразителем крайней степени нежности, на которую способна живопись караваджистов. - По нескольким картинам тосканца Риминальди5, этот мастер представляется более других одаренным в чисто живописном отношении, краски его ярче, техника мягче, а рисунок свободнее.


Юпитер и Семела (Абрагам Янсенс)1 Le Valentin, известный также под прозвищем "Jean de Boulogne" (Jean Rasset?), родился, как кажется, в январе 1591 г. в Куломиэ, в Бри; предполагается, что имя Moise, под которым он значится у прежних историков, есть не что иное, как исковерканное слово monsieur (в устах итальянцев: "monsu", "mosu"). Возможно, что В. был учеником С. Вуэ (1590-1649 гг.), жившего с 1612 г. в Италии и одно время усердно подражавшего Караваджо; поселившись в Риме, Валентэн пользовался, кроме того, дружбой Пуссена и Зандрарта, а также покровительством кардинала Барберини. Умер В. в Риме 7 августа 1634 г. Из произведений мастера особенно замечательны: "Мучение св. Процесса и Мартиниана", воспроизведенное в мозаике в San Pietro, "Сусанна пред Даниилом", "Суд Соломона", "Денарий", два "Концерта", "Кабачок" (все шесть в Лувре); "Скрипач" (Дрезден), "Игроки" (Антверпен), "Иосиф пред фараоном" (галерея Боргезе) и т. д. Эрмитаж обладает четырьмя превосходными образчиками кисти Валентэна, из которых два ныне повешены в Зимнем дворце. Среди французов XVII века можно насчитать ряд художников, отражающих в большей или меньшей степени влияние Караваджо, и между ними таких больших мастеров, как Себастиена Бурдона и братьев Ленэн, однако о них мы предпочитаем говорить в связи с обсуждением всей французской живописи, так как "историческое их место" там, а не в Италии.
2 Leonello Spada, сын бедных родителей, родился в Болонье в 1576 г.; поступив краскотером в Академию Караччи, он скоро обнаружил недюжинное дарование. Первое руководство в живописи С. получил от Чезаре Балконе, также попавшего, несмотря на свое отрицательное отношение к Караваджо, под влияние последнего, и от Джироламо Курти "Дентоне". Считается далее, что, поступив в ученики к Караваджо, Спада сопровождал мастера во всех его путешествиях, служа ему не только помощником, но и натурщиком. Вернувшись на родину, мастер занял выдающееся положение в ряду болонских художников и удостоился приглашения пармского герцога Рануччио к своему двору; в Парме Спада и умер 17 мая 1622 г. от излишеств, которым он предавался в последние годы. Картины мастера находятся в Пармской галерее, в Лувре ("Эней и Анхиз"), в римской галерее Боргезе (совершенно караваджесский "Концерт"), в болонском S. Michеle in Bosco (фрески) и т. д.
3 Bartolommeo Manfredi родился около 1574 г. в Устиано, близ Мантуи; ученик Ронкалли и Караваджо; умер в Риме (как гласит предание, от излишеств) в 1605 г. (по другим данным, в 1617 г.). Картины мастера украшают музеи Вены, Дармштадта, Аугсбурга, Мюнхена, Брюсселя, Флоренции, Лувра и др. - К Манфреди иногда приближается флорентиец Giovanni di San Giovanni (1590-1626 гг.; напр., его "Сбор охотников" в Питти; в свою очередь, во вкусе этого группового портрета исполнена и картина вообще довольно скучного ломбардского академика С. Nuvoloni, 1608-1665 гг., "Семейный концерт" в миланской Брере).
4 Carlo Saraceni, прозванный "Veneziano", родился в 1585 г. в Венеции, ученик К. Мариани и возможно, что Караваджо; умер в Венеции в 1625 г. Значительные картины мастера в Мюнхенской Пинакотеке.
5 Orazio Riminaldi родился в Пизе в 1598 г.; ученик Аурелио и Орацио Ломи (в Риме); умер в 1630 г.

Предыдущая глава

Следующая глава


Май (Йост Амман)

Поклонение пастухов (Майно)

Христос и Блудница (Питер Эртсен)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Итальянская живопись в XVII и XVIII веках > Последователи Караваджо > По стопам мастера
Поиск на сайте   |  Карта сайта