Живописцы переходного времени
Первый, придерживаясь в общем стиля Корреджо, часто прибегал к чисто натуралистическим приемам композиции и метода1. Серебристый тон и отдельные удачные куски в станковых картинах Скидоне отводят ему если не особенно видное, то все же почетное место среди живописцев переходного от чинквеченто к сеиченто времени.
Напротив того, его фрески в моденском Municipio, содержащие некоторые "приятные мысли", все же слишком условны и не возвышаются над уровнем посредственных монументальных работ эпигонов ренессанса. - Канласси, личность которого до сих пор очень недостаточно изучена и произведения которого, без сомнения, ходят под чужим именем, является одним из самых достойных потомков Корреджо и обнаруживает, в то же время, сильное влияние натурализма.
Во всей итальянской живописи сеиченто нет художников, которые так красиво передавали бы серебристое сияние человеческого тела, нежели этот мастер, сочетавший виртуозность исполнения с необычайным для итальянца "спокойствием" приемов.
Чтобы найти нечто подобное его венской "Клеопатре", нужно искать среди произведений величайшего натуралиста "порембрандтовского" периода в Голландии - Вермэра Дельфтского.
Наконец, подлинными натуралистами являются несколько итальянских портретистов, о которых мы будем говорить подробнее во второй части нашего труда2. К натуралистам, по самой их специальности, можно причислить живописцев мертвой натуры.
Особенно близко к формулам самого Караваджо подходит специалист по изображению музыкальных инструментов - Баскенис3, картины которого, с их плотной "эмалевой" техникой, принадлежат, при всей ограниченности тем, - к самому красивому, что создало итальянское искусство середины XVII века.
1 Одно другому не противоречит; ведь и великого знатока света - Корреджо можно, на ряду с Джорджоне и Тицианом, считать за "первого натуралиста".
2 Среди них болонец, ученик Рени - Пиер-Франческо Читтадини, умерший в 1693 г., и венецианцы: Тиберио Тинелли (1586-1638 гг.), Себастиане Бомбелли (1635-1716 гг.) и Никколо Кассана (1659-1713 гг.), а также великий бергамский живописец фра Витторе Гисланди (1645-1743).
3 Evaristo Baschenis родился в Бергамо в 1617 г., умер там же в 1677 г. Превосходная картина мастера в бергамской галерее Каррара.
Суета. Юдифь с головой Олоферн (Карло Сарачени) | Большой театр в Петербурге в 1885 году. 1939 г. | Замок. 1895 г. |