Фриульцы и Бергамцы
К сожалению, мы вынуждены отказаться дать подобающую характеристику для одного из значительных мастеров "золотого века", Мартино да Удине, более известного под прозвищем Пеллегрино да Сан-Даниеле. Нам не удалось видеть его главного произведения - росписи церкви Sant Antonio в San Daniele, над которой мастер трудился в три приема: с 1495 по 1498, с 1513 по 1514 и с 1515 по 1522 год, и потому мы не можем иметь о нем настоящего представления. Кроу и Кавалькассель отмечают в первоначальном творчестве Мартино черты сходства с фриульским кватрочентистом Джованни Мартини, с Чимой и Беллини; затем он подпадает под влияние Джорджоне, Лотто и своего бывшего ученика Порденоне (с которым он работал вместе при Феррарском дворе в 1508 г.); в конце концов, искусство Пеллегрино обнаруживает влияние Корреджо и даже Рафаэля и Гауденцио. Одно это указывает на гибкость и восприимчивость художественной личности Мартино и сближает его с такими мастерами, как Тимотео Вити, Дженга, отчасти Пьеро ди Козимо и так называемыми "поздними кватрочентистами", нашедшими в себе силы последовать за движением наступившего века.
Судя по произведениям Пеллегрино, которые мы знаем, это был, во всяком случае, мастер большого дарования, прекрасно владевший техникой. Живопись его - мягкая и довольно сочная; рисунок, сначала несколько резкий, становится затем плавным (в последний период даже обнаруживается известная склонность к общему пороку времени, к "вертлявости"); перспективу он изучил в совершенстве. При всем том Пеллегрино не обладает достаточной степенью выдержки (черта, приближающая его к Лотто) и часто прибегает к "отсебятине" там, где, в сущности, этого его знания ему не позволяют1. Едва ли также можно приписать Пеллегрино, который был на несколько лет старше Джорджоне, роль начинателя венецианского "золотого века", тем более, что дошедшие до нас ранние произведения его исполнены в строгом характере беллинесков2.
Среди фриульских художников XVI века заслуживают еще упоминания Себастиан Флориджерио, женившийся на дочери Пеллегрино, Джованни да Удине и Морто да Фельтре, о которых мы говорили выше, а также Джероламо, сын и ученик прекрасного кватрочентиста-беллинеска Пьер-Мария Пеннаки (умер в 1515 г.), и Франческо Бекаруцци. Знаменитый в свое время Джероламо да Тревизо представляется до сих пор недостаточно выясненной личностью. В своем образе в сакристии венецианской Salute он приближается к Джорджоне и Тициану, в монохромных же фресках, украшающих капеллу св. Антония в болонском San Petronio, и в "Мадонне" Лондонской галереи он обнаруживает сильное влияние Рафаэля; это отчасти можно объяснить тем, что Джероламо около 1530 года работал в Генуе, где мог изучать искусство рафаэлеска Перино дель Вага. Умер Джероламо в 1545 году в Англии, состояв военным инженером на службе у Генриха VIII.
Франческо Бекаруцци из Конельяно, начавший с подражания Порденоне и Лотто, перенял впоследствии приемы Тициана. Из произведений, значащихся под его именем, упомянем "Св. Роха" в Palazzo Giovanelli (святой изображен лежащим среди лесного пейзажа, довольно реалистично трактованного) и не лишенного грандиозности "Св. Франциска" в Венецианской Академии. С Бекаруцци мы встретимся еще в нашем исследовании портретной живописи, где нам предстоит изучение и таких замечательных портретистов, как Бартоломео Венециано, Бернардо Личинио "Порденоне", Доменико Каприоло, Каваццола и Торбидо.
Из ряда бергамских художников, известных под фамилией Санта-Кроче, наиболее податливым новым веяниям оказался Джераламо (предполагаемый ученик и один из наследников Джентиле Беллини), умерший 9 июня 1556 года. Еще совершенно в беллиниевских традициях исполнены его внушительная и красивая картина "Христос, являющийся апостолам" (1513 г.) в Венецианской Академии (не уступает Беллини и Чиме сложный, прекрасно разработанный пейзаж с замками на холмах), торжественный образ св. Фомы Аквинского (1520 г.) в венецианском S. Silvestro (увеличенный в последующие времена) и большой образ (1527 г.) в Лувильяно близ Падуи. Напротив того, в образе "Св. Марк среди святых" (1541 г.) в Бурано и особенно в "Тайной вечери" (1549 г.) венецианского San Marlino Санта-Кроче обнаруживает склонность перенять некоторые формулы пальмесков и Париса Бордоне.
1 Укажем, для примера, на плохой рисунок ангела, и особенно его одежды, в картине "Благовещение" (1519 г.) Венецианской Академии.
2 Из биографических сведений, касающихся Пеллегрино, главнейшая следующая: он сын живописца Баттисты, по прозванию "Скиавоне"; родился около 1473 г.; своим художественным образованием обязан жившему в Удине флорентийскому живописцу Антонио, а также Доменико да Толмеццо (кватрочентисту, приближающемуся по стилю к Никколо да Фолиньо и к Кривелли) и, возможно еще, Беллини; в 1493 г. Мартино первый раз именует себя Пеллегрино в документе, устанавливающем его сотрудничество с Мартино да Толмеццо и с сыном последнего, Джованни Мартини, в Джемоне; в 1494 г. он пишет алтарную картину для Озопо, которую Кроу и Кавалькассель считают шедевром мастера; около того же времени он женится на дочери конетабля Сан-Даниеле и собирается в Рим (поездка эта, кажется, не состоялась); в 1498 г. оканчивает первую партию росписи церкви св. Антония в Сан-Даниеле; в 1499 г. бежит от турецкого нашествия в Удине, где состоит с 1501 по 1503 г. членом городского совета (в 1503 г. им написан ретабль в соборе Аквилеи); с 1504 по 1508 г. он несколько раз посещает Феррару, а с 1508 по 1512 г. живет там постоянно (между прочим, Мартино изготовляет в 1508 г. декорации для одной комедии Ариоста); в 1512 г. он возвращается в Удине, а с 1513 г. возобновляет работы в Сан Даниеле; с 1519 по 1521 г. расписывает органные дверки для собора в Удине (ныне в Palazzo Communale); в 1522 г. оканчивает роспись SantAntonio; в 1527 г. Порденоне является конкурентом Мартино на заказ трибуны органа и получает его; умер Мартино 23 ноября 1547 г. в Сан-Даниеле.
Миниатюра из Les tres riches heures du duc de Berry | Фреска в церкив Сан-Джакомо в Падуе (Аванцо) | Пир у Симона-Фарисея (П. Сюблейра) |