Рокко Маркони. Бонифацио деи Питати

Кольцо св. Марка (Парис Бордоне) Мало общего с Бузи имеет и "Разрушение Содома" в Музео Чивико. Фигуры здесь уже напоминают маньеристов "крута Пармеджанино" - черта, незнакомая нам в достоверных произведениях Бузи1, а фон, с большой наглядностью изображающий "трясение" и "волнение" земли, качающиеся, как корабли, здания, съезжающие друг на друга массы, зловещие проблески небесного огня, находится вне известной нам безмятежной психологии мастера. Ведь этот пейзаж не "прибавка", не фон, но самое главное, то, "из-за чего художник соблазнился темой". Кто бы ни был автор картины (самую ее принадлежность к венецианской школе приходится ставить под сомнение), она, во всяком случае, достойна серьезного внимания, как несомненное отражение фантазий нидерландских художников и, в частности, диких измышлений Босха на итальянской почве.

Еще один мастер, бергамец по происхождению и последователь Пальмы Рокко Маркони2 - мастер, вообще, довольно сухой и апатичный, заслуживает внимания хотя бы за фоны на двух картинах - в Венецианской Академии и в церкви "Santi Giovanni et Paolo". Пейзажная декорация в первой из них несколько еще примитивна, слишком подстроена и выдает в компактных массах листвы склонность к схематизации (эту черту мы нашли у самого Джорджоне в его "Моисее" галереи Уффици). Однако чарующее впечатление производит передача воздуха, простора, далей, мягкая разработка бесчисленных деталей (особенно удалась мастеру река среди невысоких холмов, а также кусты на первом плане). Что же касается фигур, изображающих "Плач над Телом Господним", то это не что иное, как переданная в красках группа "Кальвария", неподвижная, застывшая, но не лишенная красивого, спокойного ритма. Не списал ли Рокко, в самом деле, свою картину с какого-либо скульптурного "Кальвария?" На такую мысль наводит, кроме всего прочего, слишком усердная "имитация" дерева в кресте, точно только что принесенном из мастерской плотника. "Чичероне" высказывает предположение, что картина эта начата Базаити и, может быть, Бокаччино, но, на наш взгляд, другие картины Маркони доказывают, что он и один был вполне в состоянии справиться с подобной задачей.

Под именем Бонифацио Веронезе подразумевали недавно целую семью художников; различали Бонифацио I, Бонифацио II и Бонифацио III; знатоки с удивительной тонкостью характеризовали каждого из них, их взаимные влияния, их относительную значительность. Однако изыскания Густава Лудвига положили предел этим фантазиям и доказали, что большинство картин, идущих под именем Бонифацио, - произведения одного мастера, фамилия которого была Питати. Что же касается наиболее слабых из подобных картин, то они - произведения обычных сотрудников мастера, Антонио Пальмы (1514-1575) и Баттисты ди Джакомо Пальма, если не просто копии с известных или затерянных оригиналов Бонифацио.

Однако и сейчас личность Бонифацио далеко не вполне выяснена, отчасти потому, что сведения о нем недостаточны, отчасти потому, что он уступает своим художественным темпераментом другим знаменитым венецианцам XVI века. Бонифацио шел по стопам других, более сильных и самобытных художников, и существенного, особенного им самим ничего не найдено. В ранний период своей деятельности он напоминает Пальму и Кариани, позже он подпадает под влияние Порденоне и Тициана, под конец жизни он начинает походить на Париса. Бонифацио - красивый мастер, превосходный колорист, но все же то, что сказано им, лучше сказано другими.

К Пальме Бонифацио ближе всего подходит в своих "Santa Conversazione", т.е. в изображениях Святого Семейства среди природы3, но при этом мастер не обладает звучностью красок своего прототипа4. В обширных декоративных композициях он более своеобразен, но все же не достигает ни жизненности Тициана, ни блеска Бордоне5. Наиболее красивы в декоративном смысле оба его "Триумфа" в Вене, "Встреча Марии с Елизаветой" там же (в последней картине очевидно влияние Дюрера, особенно в яркой зелени среднего дерева), "Чудо с хлебами" среди грандиозного горного пейзажа (Palazzo Reale в Венеции), оба варианта "Поклонения волхвов" (на одном чудесная панорама снежных гор, и очень правдиво изображена итальянская деревня) и, наконец, прекрасная картина бытового характера "Лазарь", изображающая пир богатого патриция под выходящей в сад колоннадой (последние картины в Венецианской Академии). Еще эффектнее по краскам и по всему замыслу картина мастера в Дрездене - "Моисей, спасенный из воды", и особенно картина с тем же сюжетом в миланской Брере.

В обоих случаях Бонифацио старается приблизиться к Тициану и является предвозвестником Паоло Веронезе как в смысле расположения масс, так и в смысле красочных созвучий. С целью придать картинам наибольшую пышность, он заполняет их яркими современными костюмами (частью заимствованными с немецких гравюр), а в пейзаже размещает тяжелые массы темной листвы, протягивая за ними широкие панорамы гор. Действительно, картины поражают своим богатством тех, кто не проникся вполне всем великолепием венецианского искусства, но в сущности они страдают отсутствием убедительности, в них нет той трепетности, которая волнует в Лотто, и того строгого, глубокого отношения к делу, которое заставляет прощать Пальме его апатичную трезвость.


1 Известной "вертлявостью" отличаются еще фигуры в картине Бреры, приписываемой Кариани, "Несение креста", но основания этой атрибуции для нас совершенно непонятны.
2 Личность Рокко Маркони еще совсем не выяснена. Первая его картина относится к 1504 г. Учителем его считается Пальма. К шедеврам мастера принадлежат "Христос и блудница" в венецианском Palazzo Reale и сияющая красками картина на тот же сюжет в Феррарском музее. Умер Рокко в 1529 году.
3 Бонифацио находился в свойстве с Пальмой: племянник Пальмы, Антонио ди Бартоломео, был женат на племяннице Бонифацио, Джулии.
4 Картины в Ватиканской Пинакотеке, в Венецианской Академии, в Берлине, в Париже и в Петербурге.
5 Наиболее значительным трудом Бонифацио являются картины, исполненные им с учениками для палаццо Камерленги (Camera dei Sussidi) с 1530 по 1533 г. и ныне разбросанные по разным музеям (главным образом, в Венецианской Академии и в Вене).

Предыдущая глава

Следующая глава


Музыкальное развлечение (А. Ватто)

Кладбище. 1896-1897 г.

Страшный суд (Лукас Лейденский)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 2 > Венецианская живопись «Золотого века» > Художники венецианской школы > Рокко Маркони. Бонифацио деи Питати
Поиск на сайте   |  Карта сайта