Франческо Дзаганелли да Котиньола

Отдельно от всех живописцев "венецианского круга" стоит своеобразный художник Франческо Дзаганелли да Котиньола, предполагаемый ученик Рондинелли, мощный, патетичный и неуравновешенный мастер, то позволяющий себе дерзновенные смелости, которые сближают его с передовыми венецианцами - с Порденоне, Кампаньолой и даже с Бассано, то опять обнаруживающий странный примитивизм, напоминающий еще искусство мантеньесков и беллинесков вроде Коссы, Монтаньи, Пальмеццано. Эта разнохарактерная смесь встречается даже в поздних произведениях Котиньолы. Многое носит в его картинах определенные следы и немецких влияний. Во всяком случае, к самому поразительному в живописи XVI века и по силе красок, и по технике, отражающей мужественную волю, и, наконец, по глубине концепции принадлежат такие картины Франческо, как "Поклонение пастырей" и "Распятие" в Равеннском музее. Эти произведения стоят особняком, в них веет тем "деревенским здоровьем", которое так бодрит в искусстве Пьеро деи Франческа и некоторых фламандцев, и в то же время они полны той религиозной убежденности, которую в XVI веке приходится считать редкостью1.


1 Из картин Дзаганелли назовем еще прекраснейшую и редчайшую по краскам картину "Мадонна с двумя святыми" (1505 г.) в Брере и "Мадонну Паллавичини" (1512 г.) в Нунциате близ Пармы. Умер Франческо между 1531 и 1533 гг. Личность брата и сотрудника Франческо, Бернардино, теряется рядом с этим неподдающимся какой-либо классификации колоссом. Ученик Франческо Дзаганелли, Джероламо Маркези да Котиньола, шел сначала по стопам учителя, но затем превратился в "академика" рафаэлевского толка (от своего первого руководителя он перешел в мастерскую обоих Франчия). Его шедевром можно считать большой образ "Мадонна со святыми" (1513 г.) в Брере, исполненный еще в духе кватроченто. Здесь особенно поражают черты сходства с Перуджино и Пальмеццано. Совершенно противоположен этой картине образ "Св. Бернарда" (1526 г.), в Берлинском музее, в котором столько ритма, все так мастерски закруглено и заключено, все исполнено величественной стильности, но уже ничего не говорит душе. Вазари хвалит портреты Котиньолы и утверждает, что он писал папу Павла III. Умер Джероламо, согласно тому же историку, шестидесяти девяти лет, около 1550 г., в Риме.

Предыдущая глава

Следующий раздел


Версаль. Людовик XIV кормит рыб. 1897 г.

Терновый венец (Тициан)

Живопись на стене пещеры Font de Gaume


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 2 > Венецианская живопись «Золотого века» > Художники венецианской школы > Франческо Дзаганелли да Котиньола
Поиск на сайте   |  Карта сайта