Соперник Тициана

Распинание Христа (Джованни Антонио Порденоне) Нaм теперь кажется странным, что Порденоне мог когда-то играть роль одного из главнейших вождей венецианского "золотого века" и даже выступить в качестве соперника Тициана1. Кажется это нам отчасти потому, что из творений всех венецианских корифеев творение Порденоне менее доступно: все значительные произведения мастера сохранились в глухих местечках или же в таких городах, куда большинство путешественников не заезжают - в Кремоне и в Пьяченце. Но не только по такой внешней причине нам трудно разделить увлечение современников Порденоне. Нам он просто чужд, главнейшие его задачи и их блестящие решения нас не трогают, и в предпочтении ему Тициана, да и не только Тициана, но и более скромных художников - Пальмы, Лотто, Романино - мы не можем колебаться. Насколько нас чаруют названные художники своей полной искренностью, своим непосредственным подходом к делу, наконец, пламенностью своих красок и тонкой продуманностью всех технических приемов, настолько же Порденоне отталкивает чем-то "напускным", что всегда сказывается в его измышлениях, а также какой-то импровизаторской небрежностью и спешкой в исполнении.

У Порденоне была как будто цель - занять в венецианской живописи место Микель Анджело, то самое место, которое позже досталось (и с большим правом) Тинторетто. Он весь - стремительность, порыв; он предпочитает утрированные, вывернутые позы и атлетическое сложение фигур; он почти игнорирует все, что можно подразумевать под словом "пейзаж". И, однако, все же не Микель Анджело напоминает Порденоне даже в лучших своих произведениях. Душа его, подвижная, легко воспламеняющаяся, его "хвастливый" нрав, его неустанное стремление поражать, его склонность к праздничной декоративности - все моменты чисто "суетного" характера совершенно отличны от углубленной в себя, суровой и гневной натуры Буонарроти и скорее сближают Порденоне с такими эпигонами Ренессанса, как Полидоро Караваджо или Перино дель Вага. Но только искусство венецианца в одно и то же время и сочнее, и тяжеловеснее искусства его товарищей, воспитавшихся в Риме и в Тоскане.

И в красочном отношении Порденоне, несмотря на то, что его следует считать "наименее венецианцем среди венецианцев", все же неизмеримо интереснее их. Его палитра не может спорить с "божественной" гаммой красок Тициана или Джорджоне - слишком в ней много случайного, спешно найденного. Нередко именно благодаря спешке Порденоне впадает в черноту или тусклость2. Однако рядом с живописцами средней Италии он все же "колорист". Такого сочетания рыжеватых, серых, оранжевых, бледно-зеленых и розовых красок, какое мы видим в "Диспуте св. Екатерины" (фреска в пьячентинской Madonna di Campagna), или такой полной и мягкой гаммы, какая переливается в его "Плаче над Телом Господним" в Кремонском соборе, не найти по ту сторону Апеннин3.


1 Сын архитектора Аньолоди Бартоломео из Брешии, Giovanili Antonio de Corticellis, более известен под именем города Порденоне, в котором он родился около 1483 г. Кто был его учителем, в достоверности неизвестно, но могли иметь на него влияние фриульский кватрочентист Джан Франческе да Тольмеццо и Пеллегрино да Сан-Даниеле, помощником которого он состоял при работах в Ферраре (в 1508 г., когда Порденоне был уже сам готовым художником). В 1504 г. Дж. А. женится на дочери мастера Стефано да Беллуно; в 1506 г. он работает в Спилимберго, несколько позже - в Колальто, в Сузигане и других местах. В 1513 г. он возвращается в Порденоне, женится вторично и работает в продолжение нескольких лет в родном городе и в окрестностях его. В 1519 г. мы застаем его в Тревизо, в 1520 г. - в Мантуе (роспись Palazzo Ceresana "del diavolo") и в Кремоне (первая серия фресок на правой стене среднего науса собора). В 1521 г. он расписывает Palazzo Tingili в Удине (между прочим - за 10 лет до Джулио Романо и Перино - изображает здесь "Борьбу гигантов"); в 1522 г. заканчивает фрески в Кремоне, в 1524-25 гг. работает в Валериане, в 1525-26 гг. - в Травезио. В 1527 г. П. исполняет первую значительную работу в Венеции (в San Rocco). К 1529- 1531 гг. относится роспись церкви Madonna di Campagna в Пьяченце; около 1531 г. он приглашен в Геную для декоровки Palazzo Doria; в 1532-34 гг. Порденоне снова во Фриуле и в 1533 г. женится здесь в третий раз. В 1534 г. возникает между ним и братом ожесточенная распря из-за наследства, и это, как кажется, побуждает художника переселиться в Венецию. В том же году он выдает свою дочь за своего обычного помощника и даровитого подражателя Помпонио Амальтео. Возведенный венгерским королем в рыцарское достоинство, Порденоне решается вступить в открытое соперничество с Тицианом в самой Венеции и получает здесь правительственный заказ, отнятый от Тициана, который слишком медлил с его исполнением (картина Порденоне сгорела в пожаре Palazzo Ducale в 1577 г.). В декабре 1538 г. он принимает приглашение герцога Феррарского, но всего несколько дней по приезде заболевает и умирает (погребен в Ферраре 14 января 1539 г.). Общественное мнение обвиняло (едва ли с основанием) братьев Досси в отравлении опасного соперника.
2 Даже два несомненных шедевра мастера, образ "Мадонны с коленопреклоненным дарителем" (1522 г.) в Кремонском соборе и "Св. Лоренцо Джустиниани, окруженный другими святыми" (1532 г.?) в Венецианской Академии, страдают монотонностью и некоторой склонностью к черноте. Во второй из этих картин любопытно отметить, рядом с известным пережитком приемов старшего Беллини (святые выделяются на фоне ниши с мозаичной конхой), и черты близости к Корреджо (произведения которого Порденоне мог видеть на пути в Пьяченцу и Геную). Последние особенно определенно выразились в тщательно моделированной фигуре полунагого св. Иоанна Крестителя. И все же далеко Порденоне до гибкости, до света и до "атмосферичности" великого пармца. В первой из названных картин можно отметить известную близость (особенно в кусочке пейзажа позади фигур) к Досси.
3 Уже одно то, что Порденоне по всей своей натуре фрескист, а, следовательно, декоратор и композитор, выделяет его из ряда венецианцев, предпочитавших быстрой живописи на стенах, часто под открытым небом, интимную работу в тиши мастерской над "картиной". Огромное большинство работ Порденоне - фрески; огромное большинство работ и Тициана, и Лотто, и Пальмы, и Бассано - масляные картины или картины смешанной техники, темперы и масла.

Предыдущий раздел

Следующая глава


Никита Пустосвят. Спор о вере (Перов В.Г., 1880—1881 г.)

Архитектурное каприччио (Дирк ван Делен)

Собственный портрет (О.А. Кипренский)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 2 > Венецианская живопись «Золотого века» > Джованни Антонио Порденоне
Поиск на сайте   |  Карта сайта