Общая характеристика творчества Пуссена

Одновременно с помянутым в последних трех главах рядом художников, начинающих собой период зрелости французской живописи, является и величайший художник Франции, уроженец Нормандии — Никола Пуссен1. Пуссен принадлежит к тем «классикам», которые своим творчеством с необычайной ясностью означают известную эстетическую идею, испокон веков заложенную в представляемом им народе. Живопись Пуссена, воспитанного на фламандцах и римлянах, прожившего две трети своей жизни на чужбине, в «космополитическом» Риме, тем не менее олицетворяет одно из основных духовных начал французской культуры. Недаром французов называют эллинами нашей эры.


Этюд пейзажа (Никола Пуссен, рисунок тушью)1 Nicolas Poussin родился 15 июня 1594 г. (или 1593 г.) в местечке Villers, в одной миле от Grand Andely (Нормандия). Он был сыном небогатого военного (старинные биографы были убеждены в его принадлежности к мелкому дворянству), женившегося уже в пожилых годах на вдове. Неизвестно, где получил Пуссен свое первоначальное образование, однако, судя по всей его культуре в зрелом возрасте, он, несомненно, успел приобрести еще в юности довольно основательные гуманистские познания. Первым учителем П. в живописи был Quentin Varin (1575—1627), живший и работавший в Андели в 1610—1612 гг. В 1616 г. Пуссен сопровождает учителя в Париж; здесь он поступает к Ferdinand Elle из Малина и сближается с математиком Куртуа, обладавшим богатым собранием итальянских гравюр, благодаря которым П. познакомился еще в Париже с искусством Рафаэля и Джулио Романе Какой-то любитель-дворянин из Пуату берет его затем с собой для декоровки своего замка, но, раздосадованный пренебрежительным к себе отношением окружающих, художник вскоре возвращается обратно в Париж, добывая свой заработок по дороге живописью. В 1620 г. П. делает попытку отправиться в Рим, но добирается только до Флоренции; через три года он снова в Париже, где, между прочим, он пишет темперой в шесть дней шесть больших картин для иезуитского новициата; в это же время он сближается с Филиппом де Шампень, с которым, под начальством Дюшена, П. участвует в декоративных работах по Люксембургскому дворцу. В том же 1623 г. он знакомится с модным поэтом, кавалером Марини, для поэмы которого «Adone» П. делает иллюстрации. Накопленный заработок дает возможность Пуссену снова отправиться в Италию, и «Вечного города» художник достигает, наконец, весной 1624 г. К сожалению, первые годы пребывания П. в Италии были омрачены нуждой, и лишь постепенно он завоевывает себе признание. В это время он сходится со скульпторами Francois de Quesnoy «Fiammiago» и Альгарди, а также с живописцем Jacques Stella и находит нескольких меценатов, среди которых видное место занимают кавалер del Pozzo, кардинал Франческо Барберини и секретарь одного из министров Людовика XIII — Шантелу. 9 августа 1630 г. он женится на дочери повара Жана Дюге — Анне Марии (умерла жена Пуссена в 1663 г.; брак этот остался бездетным). К концу 1630-х гг. Пуссен уже знаменитость, и слава его достигает французского двора. В 1639 г. Людовик XIII отправляет Пуссену письмо с приглашением вернуться во Францию и работать для двора; после многих колебаний, П. оставляет жену и дом и отправляется в Париж, куда он приезжает 17 декабря 1640 г. Лично на долю П., кроме наблюдения над всеми художественными работами, выпадает роспись «Большой Галереи» в Лувре, однако интриги (главным образом, архитектора Лемерсье и фламандского пейзажиста Фукиера) отвращают мастера от этой задачи и после двух лет, несмотря на всякие почести, поглощающим желанием его становится вырваться из суеты Парижа и снова очутиться в тиши своей римской мастерской. Под предлогом болезни и необходимости ликвидировать свои дела в Италии ему, наконец, удается получить отпуск; он покидает отведенный ему прелестный маленький дворец в Тюильрийском саду и достигает 5 ноября 1642 г. Рима, в котором живет до самой своей смерти. Последние годы Пуссен болел, что, впрочем, не мешало ему беспрерывно заниматься живописью и создавать прекрасные картины. Умер мастер в Риме 19 ноября 1665 г. и похоронен в церкви S. Lorenzo in Lucina. Наследство досталось частью членам фамилии Дюге, частью его родственнику в Нормандии Jean Letellier. Особенно богаты картинами Пуссена музеи Лувра, Эрмитажа (21 картина, из которых лишь пять не вполне достоверны) и Прадо, но прекрасные образцы его творения мы находим и в других собраниях: в Берлинской и в Дрезденской галереях, в замке Шантильи, у лорда Эллесмира в Лондоне, и т. д. В России картины Пуссена имеются в собраниях гр. А. С. Строганова, кн. Ф. Ф. Юсупова и Александра Н. Бенуа. Обе картины в Академии Художеств, пейзаж у Е. Г. Швартца и картина в Румянцевском музее в Москве должны быть отняты у мастера. Из огромной литературы о Пуссене приведем главнейшие источники: главу в «Vite de Pittori» Беллори (французский перевод биографии Пуссена издан М. G. Remond в 1903 г.); главу в «Entretiens sur les vies des peintres» Фелибиена; М. Graham «Memoirs of the life of N. P.», London, 1820, французский перевод 1821 г.; H. Bouchitte «Le Poussin», Paris, 1858: Ch. Clement «N. Poussin, sa vie et ses oeuvres» в «Revue des deux Mondes», 15 февраля 1850 г.; Н. Lemonnier «Documents relatifs a N. P.», Paris, 1858; E. Gaudar «Les Andely et N. Poussin», Paris, 1860; E. H. Denio «N. Poussin», Leipzig, 1898; P. Desjardins «Poussin», Paris, 1903 в серии «Les Grands Artistes»; Walter Friedlander «N. Poussin; die Entwickelung seiner Kunst», Miinchen, 1914; E. Magne «N. Poussin premier peintre du roi», Bruxelles, 1914; V. Advielle «Recherches sur N. Poussin et sa famille», Paris, 1902; J. Riviere «P. et la peinture contemporaine» в «l'Art decoratif», 1912, 5 марта; Cl. Jonanny «Correspondance de N. Poussin», Paris, 1911 в серии «Archives de l'art francais». Инвентарь Пуссена приведен в «Archives de l'art fr.», 1858-1860, т. VI, стр. 241.

Предыдущий раздел

Следующая глава


Германн угрожает графине пистолетом. 1911 г.

Германн у подъезда графини. 1910 и 1911 г.

Масленица в Петербурге. 1910 г.


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Никола Пуссен
Поиск на сайте   |  Карта сайта