Стиль Синьорелли

Эпизод из жития святого Бенедикта (Лука Синьорелли) Тело у Синьорелли остается при этом всегда падуанским, точно сформованным из той же массы, из которой сложены его скалы и дворцы; он даже не достиг той гибкости, которую сам суровый Мантенья сумел под старость передать в своем "Парнасе". Но важно уже то, что прелесть линий тела интересует Синьорелли, что ему удается убедительно передать ее, что вообще у него тело - не "раздетое", стыдливое, "готическое" тело Боттичелли, но торжествующее нагое тело Ренессанса. У него нагие люди показывают себя без жеманства, ибо они не сомневаются в том, что их плоть свята. Громадную эволюцию во взглядах означает появление этого нового начала (вернее, возобновление древнего начала) в искусстве, особенно в творчестве такого аскета и ригориста, как Лука.

Особняком стоит в творении Синьорелли одна из его фресок в монастыре Монте Оливето Маджоре в окрестностях Сиены (1497 года). Она изображает чудо, случившееся с двумя монахами-бенедиктинцами в харчевне. Все здесь исполнено самого последовательного натурализма, и больше всего поражает "северный", прямо "голландский" эффект этой уходящей в глубину и темнеющей к фону комнаты с ее простеньким камином, с ее закоптелым деревянным потолком, с ее лестницей, ведущей в антресоли, и с открытой на вольный воздух дверью, в которой силуэтом вырисовывается фигура воина. Эта картина вместе с одной из фресок Доменико Бартоло в сиенской больнице является прямо чудом среди условного в общем искусства кватроченто.

Вдруг, в противоположность всему характеру своих школ, оба мастера отказались от пользования традициями и теоретическими знаниями, а просто-напросто обратились к действительности и нашли в ней полностью то, что в XIX веке стали называть "мотивами, достойными воспроизведения". Насколько, однако, шаг этот был для того времени смелым, показывает то, что Синьорелли, несмотря на полную и поразительную удачу, ни разу с тех пор уже к нему не возвращался. Очевидно, итальянцу эпохи Возрождения этот прием казался слишком тривиальным, обыденным и недостаточно декоративным.

Предыдущая глава

Следующий раздел


Никольский рынок в Петербурге (Е.Е. Лансере, 1901)

Триумф Венеры. Фреска в палаццо Скифанойя во Феррари (Франческо Косса (?))

Успение Богородицы (Тициан)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 2 > Пейзаж в тосканской и умбрийской живописи второй половины XV века > Умбрийский стиль живописи > Стиль Синьорелли
Поиск на сайте   |  Карта сайта