Щеголство

Среди этих художников-видописцев, гнавшихся в своих картинах не столько за настроением или хотя бы точностью передачи, сколько за эффектностью, условной красочностью, всем тем, что окрещено французским словом "pittoresque" - более других заслуживают внимания, благодаря своей отличной выучке и значительному мастерству, сын Максима Воробьева Сократ, оба Чернецова (давшие, впрочем, много образцов чисто топографического характера, не уступающих иногда по тонкости мастерства лучшим рисункам Галактионова), Рабус, Раев, Горавский, акварелисты Бейне, Клагес и Премацци. Поздними последователями этой школы представляются: Боголюбов, Лагорио, Мещерский, М. Вилье, Н. Маковский, А. Орловский, Судковский, Клевер и многие другие. Всю эту группу очень между собой разнородных и далеко не равносильных художников можно рассматривать как одно целое, так как для них для всех главный момент творчества был чисто внешний: или щегольство ловкой манерой, или же желание поразить эффектными и "живописными" мотивами. Интимного, тихого настроения или сосредоточенного изучения природы в них нечего искать.

Отдельно стоит Александр Брюллов (1798-1877) - хороший архитектор и отличный портретный акварелист, создавший до своей поездки за границу в 20-х годах ряд литографских видов Петербурга, в которых он превзошел Галактионова и Воробьева как строгой правильностью и точностью в съемке видов, так и великолепным рисунком оживляющих эти виды фигурок.

Предыдущая глава

Следующий раздел


Радуга. Атенеум в Гельсингфорсе (К.А. Сомов)

Портрет напольного гетмана (Никитин И.Н., 1720-е гг.)

Встреча иконы (Савицкий К.А., 1874)


Главная > Книги > Русская школа живописи > XVIII век > Щеголство
Поиск на сайте   |  Карта сайта