Франческо Приматиччо

Мы и видим, что именно Приматиччо намечает дальнейший путь, по которому пошла французская живопись вплоть до «следующего поворота». Длинные, исполненные предельного изящества фигуры, круглые жесты, причудливый ритм композиции не только встречаются у постоянного сотрудника Приматиччо — Никколо дель Аббате1, но и у других художников: так у преемников Приматиччо, у фламандца Дюбуа2 и у Дюбрейля3, так и у авторов росписи замков Анси ле Фран и Уарон4, так и в гениально грациозных изваяниях Гужона, так и в графике Этьена Делона, Антуана Карона, Жана Кузена5, в стекольной живописи, в шпалерах, в малейших предметах художественной промышленности.


1 О Niccolo del Abbate см. т. II. Об Аббате мы можем судить по картине в Лувре «Воздержанность Сципиона», по целому ряду рисунков в Лувре, в Эрмитаже и в других собраниях и по гравюрам с произведений мастера.
2 Ambroise Dubois был родом из Антверпена; родился около 1543 г.; в 1568 г. он переселился во Францию, где с течением времени мастер становится живописцем "короля и valet de chambre; в 1601 г. Д. натурализован; с 1606 г. он живописец королевы Марии Медичи. Умер художник в Фонтенбло 27 декабря 1615 г. (или 19 января 1614 г.). Среди учеников Д. во «второй фонтенблоской школе» мы находим двух его сыновей — Жана и Луи, его племянника Поля, фламандца Ninet и уроженца Фонтенбло — Mogras. Из работ Д. в Фонтенбло сохранились лишь живопись в верхней капелле St. Saturnin, серия картин «Истории Феагена и Хариклеи» в «большом кабинете» и одна из картин «Истории Танкреда и Клоринды» (в Лувре). Декорированная им же «Галерея Дианы» в Фонтенбло была уничтожена при Наполеоне I (сохранились очень неточные акварельные копии с нее Персиэ и несколько переведенных на холст фрагментов). Из многочисленных других нидерландцев, работавших при французском дворе, упомянем здесь главнейших: лейденского уроженца, внука Луки Лейденского, Jean d'Hoey или Dhoey (работал в Фонтенбло с 1595 г.), Hieronymus Francken или Franck, принадлежащего к знаменитой антверпенской семье художников (1610 г.; не ему ли принадлежит интереснейший в культурно-историческом отношении «Бал при Генрихе III» в Лувре?) и ученика Флориса, Франсуа Поурбуса из Антверпена, о котором мы говорили в т. III и который кроме портретов писал и исторические композиции. В 1566 г. мы находим пятерых фламандцев в Фонтенбло: Aper Fransen, упомянутого Hieronymus или Jerome Franck, Jean de Mayer, Denis d'Utrecht и Corneille Ketel, приехавших сюда (по словам ван Мандера) для учения, из чего мы можем усмотреть, что Фонтенбло играл роль «преддверия Италии» уже в это время. Димиэ констатирует влияние Приматиччо и на других нидерландцах: Корнелисе Гарлемском, Ламберте ван Ноорте, Антоне Вириксе, Зустрисе и особенно на Флорисе и на Спрангерсе (косвенно, следовательно, и на Гольциусе и Акене). Со своей стороны напомним в этом месте, что и художник, открывающий собой эру зрелости голландской живописи, Авраам Блумарт, получил свое образование не в Италии, а во Франции, под руководством «фонтенблосца» Иеронима Франкена. Замечательно еще и то, что благодаря гравюрам фламандца Тульдена мы имеем представление о «Галерее Улисса», уничтоженной в 1738 г., и что Дипенбек и сам Рубенс не гнушались копировать с Приматиччо.
3 Toussaint du Breuil или Dubreuil родился около 1561 г.; работал первоначально под руководством Руджери (главного, наряду с Фантуции, помощника Приматиччо в Фонтенбло; 1597 г.). Назначен живописцем короля в 1593 г., умер в 1602 г. Под руководством мастера расписана Petite galerie Лувра, начатая им в сотрудничестве с Jacob Bunel в 1600 г. и уничтоженная пожаром 1661 г.; не сохранились и декоративные работы знаменитого в свое время Дюбрейля в «Chateau-Neuf» Сен-Жермена; однако о смешанном из реминисценции Приматиччо и Микеланджело стиле художника мы имеем довольно ясное представление по хранящимся в Лувре рисункам мастера. Помянутый Бюнель был старше Дюбрейля и побывал в Италии, где он состоял учеником Цуккаро. Бюнелем в 1609 г. расписаны своды «Залы антиков» в Лувре, а также часть апартаментов королевы. Из других французских художников этого периода упомянем: Guillaume Dumee, Henri Lerambert (исполнявшего картоны для шпалер), Jerome Bollery и Gabriel Honnet. См. главу «La peinture en France sous le regne d'Henri IV» M. G. Briere в «Histore de l'Art» A. Michel, т. V.
4 В Oiron'e сохранилась «История Троянской войны», в AncyleFranc — фрески, в «Chambre des Arts» — приписываемые Димиэ самому Приматиччо. См. Jules Clouzot «Les peintures du Chateau d'Orion» в «Revue de l'Art ancien et moderne», т. XX.
5 Etienne (Stephanus) Delaune или Delaulne родился в Париже в 1519 г.; работал во Франции и Германии; умер в Париже в 1583 г. Изощренная, необычайно мелкая техника Делона носит следы изучения немецких Kleinmeister и Маркантона; его огромное творение (около 1000 листов) частью оригинально (исторические, мифологические и религиозные сюжеты и большое количество образцов для ювелиров), частью воспроизводит рисунки других мастеров (Рафаэля, Пенни, Жана Кузена). Из других граверов французского Ренессанса нужно упомянуть: Geoffrey Tory (род. в 1480 г. в Бурже умер в 1533 г. в Париже, где он жил с 1518 г.; был в Италии; главная его заслуга в усовершенствовании латинского шрифта), лионского мастера Bernard Salomon, прозванного «le petit Bernard» (1508—1561), немца Pierre Eskrich или Pierre Vase (с 1564 г. в Лионе), лотарингца Pierre Woeiriot de Bouzey (1532—1596; ему принадлежат, между прочим, чарующие иллюстрации Antiquitates Judaicae 1566 г. и книжки образцов для ювелиров) и, наконец, архитектора Androuet du Cerceau (среди гравюр на меди последнего особенно интересна серия затейливых и грациозных «гротесков», частью, по мнению Димиэ, воспроизводящих композиции Приматиччо). Antoine Caron, известный нам исключительно по своим иллюстрациям к «Метаморфозам» Овидия, гравированным его зятем Thomas de Leu, был в свое время видным и разносторонним живописцем, состоявшим при изысканном дворе Катерины Медичи. Родился он около 1515 г. в Бовэ, умер около 1593. См. Anatole de Montaiglon «Antoine Caron de Beauvais», Paris, 1850 (отд. отт. изд. «L'Artiste»).

Предыдущая глава

Следующая глава


Семь радостей Марии (Ганс Мемлинг)

Обручение Богородицы (Франчабиджо)

Поклонение волхвов (Якопо Понтормо)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Начало французского Ренессанса > Франческо Приматиччо
Поиск на сайте   |  Карта сайта