Жан Кузен-младший, Мартин Фреминэ

Фаэтон (Антуан Карон) Несколько более ясное представление, нежели о других французских художниках XVI в., мы имеем о Жане Кузене-младшем, и то лишь благодаря приписываемой ему луврской картине «Страшный суд», а также целому ряду гравюр на меди и на дереве, частью просто декоративных, частью сюжетных1. «Страшный суд», впечатлению от которого вредит то, что картина так потемнела и что ограниченные размеры ее не соответствуют грандиозности замысла, свидетельствует, во всяком случае, об основательных знаниях ее создателя, сумевшего себе усвоить всю «формальную систему» итальянцев; это вполне «достойная Италии» картина в духе «рафаэлитов».

В гравюрах на дереве Кузен не вполне самостоятелен, а идет по стопам Гольбейна-младшего и венецианцев первой половины XVI в., но и в них поражает легкость изобретательности и мастерство техники. Особенно прекрасна в этих работах орнаментальная часть, отличающаяся необычайной гибкостью и ритмичностью, но заслуживают в них внимания и превосходное знание человеческой фигуры, а также пейзажные мотивы, условные и едва намеченные, но все же передающие посредством каких-то «линейных чар» все, что нужно: и простор далей, и уныние пустыни, и тень леса, и ласку нежно волнующихся холмов. Эти пейзажи должны были приучать глаз к гармонии и к благородной простоте. Быть может, им многим обязан и самый «благородный» из художников Франции — Пуссен2.

Поворот от изнеженности в духе Приматиччо к чему-то более строгому и «крепкому» появляется в живописи лучшего художника начала XVII в. — Мартина Фреминэ3. Его плафон в дворцовой церкви Фонтенбло принадлежит, рядом с плафоном Пеллегрино Тибальди в Болонском университете, к самому, в академическом смысле, совершенному, что дала живопись переходного стиля от позднего Ренессанса к барокко. Разумеется, для времени ее создания —для эпохи, видевшей уже и творчество Тинторетто и Греко, и реформу Караваджо, и начало карьеры Рубенса, — работы Фреминэ показатели скорее отсталого вкуса, но для Франции фрески эти, не содержащие в себе ни единой черты «провинциализма», абсолютно гармоничные по формам, мастерские по исполнению, означают то, что школьный период ее пришел к концу и что, следовательно, отныне можно было ожидать появления художников вполне зрелых и свободных.


1 Maurice Roy, автору изыскания «Les deux Jehans Cousins» (Sens, 1909 г.), удалось доказать, что были два художника, носившие это популярнейшее для французского Ренессанса имя. Первый работал в Сансе еще до 1526 г.; женился в третий раз в 1537 г.; поселился в Париже около 1540 г. и умер около 1560 г.; второй родился в Сансе около 1522 г. и жил в Париже до 1593-го или 1594 г. Вопрос остается открытым, кому из Кузенов принадлежит происходящая из монастыря des Minimes du Bois de Vincennes картина Лувра «Страшный суд», с которой существует огромная гравюра Pieter de Jode (оттиск в библиотеке Академии Художеств), а также две картины, происходящие из Санса и бывшие на выставке примитивов 1904 г.: «Eva Prima Pandora» (была найдена во времена Фелибиена в замке Mouthard, принадлежавшем свойственникам Кузена) и «Артемизия». Кузену-младшему принадлежат, во всяком случае, великолепные гравюры на дереве (между прочим, иллюстрации изданных под именем художника «Livre de perspective» 1560 г. и «Livre de Portraicture» 1571 г.), а также прекрасные рисунки («Livre de Fortune») в библиотеке «Institut de France» (были изданы в неточных репродукциях в 1880-х гг.). Отцу может принадлежать целый ряд портретов семьи Bowyer (на Marie Bowyer был женат старший Кузен), находящихся еще в руках одного из потомков этого рода в Туре. Сомнения вызывает традиция, что Кузен занимался и скульптурой и, в частности, что ему принадлежит знаменитый памятник адмиралу Шабо в Лувре. См. Ambroise Firmin-Didot «Etude sur Jean Cousin», Paris, 1872; «Recueil des oeuvres choisies de J. C», Paris, 1872; статьи в «Magazin Pittoresque»; L. Lalanne «Le livre de Fortune, recueil de 200 dessins de J. C», Paris, 1883.
2 В том же духе, как Делон и Кузен, работали и другие графики. Имена некоторых из них нами упомянуты выше (прим. 15); от других сохранились лишь произведения; особенно досадно отсутствие имени автора изумительной серии иллюстрации к переводу книги Оруса Аполлона «De Aegyptiis», отождествляемого иногда с самим Кузеном. Вообще же по одним иллюстрированным книгам мы можем судить, насколько вкус французского общества проникся духом латинизма — «Ренессанса» — к концу XVI в., как далеко он ушел от готики, не впав сейчас же при этом, подобно нидерландцам и отчасти немцам, в вычурность барокко. Прирожденное французам чувство меры удерживало их от последнего.
3 Martin Freminet родился в Париже 14 сентября 1567 г.; ученик своего отца, посредственного живописца; 25-ти лет художник отправляется в Италию, где в это время в полном разгаре была распря между приверженцами академического маньеризма с Арпино во главе и приверженцами Караваджо; Фреминэ подружился с Арпино, но это не помешало ему извлечь все для себя полезное из натурализма. По прошествии шестнадцати лет, посвященных в большой степени изучению Микеланджело и Пармеджанино, Фреминэ вернулся через Венецию, Ломбардию и Савойю (где он пробыл некоторое время при дворе герцога) во Францию; в 1603 г. Генрих IV назначает его своим первым живописцем и valet de chambre; с 1608 г. начата роспись (маслом по штукатурке) плафона дворцовой церкви в Фонтенбло, за которую мастер получил в 1615 г. орден св. Михаила. Умер Фреминэ 18 июня 1619 г. в Париже. По рассказам современников, уверенность Ф. в рисунке была такова, что он был способен рисовать большие фигуры по частям, которые затем складывались в одно целое. Поэт Ренье был его другом и посвятил Фреминэ свою десятую сатиру. Сын Ф., Луи, считался хорошим живописцем. Гравировали с Фреминэ Ф. Томассен и Криспен де Пас. Семьи Фреминэ и Дюбуа, образовавшие центр художественной колонии в Фонтенбло, несколько раз соединялись браками.

Предыдущая глава

Следующая глава


Леда (Ж.Б. Эпьер)

Смерть Виргинии (Фр. Дойен)

Похищение Деяниры (Л.Ж. Лагренэ-Старший)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Начало французского Ренессанса > Жан Кузен-младший, Мартин Фреминэ
Поиск на сайте   |  Карта сайта