Выбор Франциска I

Апполон убивает Ориона (Этьен Делон) Правда, на родине, среди своих соотечественников, эти художники едва ли выделились бы из семьи образцовых «академиков», явившихся со своим безлично-совершенным искусством на смену яркому, вдохновенному творчеству «золотого века». Россо одной семьи с Перино, с Пенни, с Сальвиати и Дочено, но уступает по силе художественного захвата Понтормо и Бронзино1; Приматиччо одной семьи с Сермоне-той, с Франко, с Портой, но уступает Тибальди2.

Однако, разумеется, на «северных варваров» уроженец Флоренции и уроженец Болоньи должны были произвести впечатление светоносных гениев и вызвать целый переворот в художественных вкусах. К тому же во Франции в это время вовсе и не оценили бы «искусства переживаний», углубленного и трогательного; наоборот, здесь более, чем где-либо, требовалось искусство «украшающее», служившее целям возвеличения монархии, сообщавшее двору короля ореол богатства и великолепия.

И в этом отношении Франциск I едва ли мог бы сделать более удачный выбор, и особенно ценные услуги оказал ему Приматиччо, бывший в одинаковой степени превосходным скульптором, живописцем и архитектором, прошедший разностороннюю школу под руководством самого Джулио Романо и обладавший широкой гуманистской культурой.


1 О Россо см. т. II. Главная работа Россо в Фонтенбло — «Галерея Франциска I».
2 О Приматиччо мы упоминали в т. И. К сказанному там прибавим самое необходимое. В Мантуе мастер был занят (с 1526 г.) преимущественно скульптурой (он автор фриза «Шествие императора Сигизмунда» и убранства зала Аполлона и Дианы в Palazzo del Те); Мантую Приматиччо покинул в первую четверть 1532 г.; к моменту его прибытия во Францию здесь, кроме Россо, находились следующие художники: резчики и формовщики Domenico de Roto, Francisco Scibec de Carpi, Simeone de Ban, живописцы Mateo de Nassaro из Вероны, ученик Сарто Squazzella, Niccolo da Modena, Bartholomeo de Miniato, Giusto di Guisti, архитектор Boccadore и многие другие, ставшие впоследствии помощниками приезжего. Первою работою П. в Фонтенбло была отделка «Chambre du roi», «Chambre de la reine» (1534), «Pavilion de Pomone» и «Chambre sur la porte doree». К 1539 г. относится отделка Pavilion de l'Etang (Salle des Poeles). В 1540 г. П. совершает, по поручению короля, путешествие в Италию для закупки художественных произведений (еще в 1534 г. он ездит во Фландрию для передачи картонов в шпалерные мастерские); возвращается он оттуда в сопровождении юного Виньолы и с сокровищами, наполнявшими 133 ящика. К последним годам царствования Франциска I относятся окончательные работы по «Salle du roi», «Chambre d'Alexandre», «Cabinet du roi», «Grotte du jardin des pins» и по отделке «бань». С 1545 г., по отъезде Б. Челлини, П. полновластный распорядитель всех дворцовых работ (еще в 1541 г. умер Россо); в это время в Фонтенбло поселяются и другие итальянцы, преимущественно болонцы: G. В. Bagnacavalla (младший), F. Caccianemici, Fantuzzi и архитектор Серлио. В награду за свои труды П. назначен 15 декабря 1544 г. аббатом St. Martin-es-Aires в Troyes, и под этим именем мы и встречаем упоминания о нем у современников. В 1546 г. мастер совершает вторичное путешествие в Италию. Смерть Франциска I (31 марта 1547 г.) не отзывается на положении П. при французском дворе. Уже при Генрихе II окончено наиболее знаменитое произведение мастера — роспись «Галереи Улисса» в Фонтенбло, варварски уничтоженная при Людовике XV (в 1738 г.), но известная нам по гравюрам Тульдена и по рисункам П. в Лувре. Галерея эта считалась «преддверием Италии», и действительно, изучению ее многие лучшие французские художники были обязаны своим приобщением к итальянскому искусству (у Мариетта приведено мнение Пуссена: «il ne connaissait rien de plus proper que la suite des sujets de la gallerie d'Ulysse a former un peintre et a echauffer son genie»). К 1551—1556 гг. относится живопись «Salle de Bal», безобразно реставрированная при Луи Филиппе. В этой работе помощником Приматиччо был Niccolo d'Abbate, прибывший во Францию в 1552 г.; позже, с 1557 г., присоединяется к ним Niccolo Ruggieri, что же касается Сальвиати, прибывшего в 1554 г., то он по прошествии 20 месяцев покинул Фран-2Ш, не успев сделать что-либо значительное. 12 июля 1559 г., два дня после смерти Генриха II, П. назначен «Surintendant des batiments»; с 21 января 1560 г. он и архитектор королевы-матери (кроме того, он носил звание conseiller и aumonier du roi). В 1563 г. П. посещает Болонью и возвращается во Францию к моменту бракосочетания своего племянника, получившего в приданое от короля две баронии. Последние годы П. наблюдает за целым рядом строительных и скульптурных работ. Умер мастер между 2 марта и 4 сентября 1570 г. Единственной почти достоверной и почти в сохранности до нас дошедшей картиной Приматиччо является «Венера и Адонис» на камине в «комнате королевы» в Фонтенбло, но, кроме того, мы имеем довольно полное представление об его искусстве по стюковым работам в Мантуе и Фонтенбло, по целому ряду гравюр с его произведений и по рисункам, большая часть которых в Лувре. См. L. Dimier «Le Primatice», Paris, 1900; его же «Fontaine-bleau» в «Villes d'art celebres», Paris, 1908; Champollion — Figeac «Le palais de Fontai-nebleau», Paris, 1866; его же и Pfhorr «Monographie du palais de Fontainebleau», Paris, 1863; Poirson «Essai sur les anciennes ecoles de peintures en France» в «Revue francaise 1838—1839»; Le pere Dan «Le tresor des Merveilles de la maison royale de Fontainebleau». Paris, 1642; Herbet «Les graveurs de l'ecole de Fontainebleau» в «Annales de la Societe du Gatinais; Fontainebleau».

Предыдущая глава

Следующая глава


Гроза (Джорджоне)

Мадонна Кастельфранко (Джорджоне)

Часть фрески в капелле Торнабуони в церкви Санта мария Новелла во Флоренции


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Начало французского Ренессанса > Выбор Франциска I
Поиск на сайте   |  Карта сайта