Первый интерес к итальянскому искусству

Миниатюра из Посланий св. Иеронима (Жан Бурдишон) В нашем ознакомлении с живописью Франции мы остановились на изучении последних в ней проявлений того средневекового искусства, которое принято называть готикой. Ныне нам нужно возобновить прерванный путь с изучения первых проблесков во французской живописи возрождения — «Ренессанса»1.

Наиболее ранние из этих проблесков мы находим уже у Жегана Фуке в его миниатюрах и портретах, и весьма вероятно, что эти черты проникли в его искусство под впечатлением от поездки в Рим, причем, в частности, как будто замечаются следы влияния фра Беато и Гоццоли2. Однако эти и им подобные случаи проникновения ренессансных форм остаются до конца XV в. одинокими и редкими, и лишь около 1500 г. (одновременно с Нидерландами) во французском искусстве начинает определенно выражаться более последовательное обновление художественного вкуса.

Момент полного пробуждения интереса к итальянскому искусству (еще до увлечения им) принято ставить в связь со знаменитыми итальянскими походами королей Карла VIII в 1495 г. и Людовика XII в 1500 г., однако несомненно, что и без этих действительно значительных факторов перерождение французского искусства под влиянием вновь оживших античных форм стало бы совершаться без особого запоздания. Ведь это явление было чем-то стихийным, отвечавшим всему тому обновлению жизни, которое явилось вследствие достижения культурой внутренней зрелости.

Но только нужно помнить, что мир форм готики, рожденной как раз на территории Франции, здесь любовно взлелеянный, здесь же нашедший себе самое душистое, самое возвышенное выражение, мир форм, завоевавший себе общее признание, не мог сразу и по всей линии уступить новой формальной системе. Помогло же победе Возрождения то, что одновременно с перевоспитанием вкусов французского общества (но независимо от него) в самой готике стала, все усиливаясь, проявляться та «деморализация», болезненные признаки которой восходят к XV в. и которая, несмотря на великолепие отдельных дарований, приняла определенный характер с начала XVI в. Одно время обе «вкусовые системы» уживаются вместе, и получается даже очень странный, чарующе-причудливый стиль, носящий название «смешанного»3. Но затем к середине столетия последние следы готической системы исчезают, и во второй половине века в архитектуре, в скульптуре, в живописи и в художественной промышленности решительно все подчинено одному началу — «закону древних».


1 Важнейшим подспорьем для изучения живописи во Франции за период, к которому мы приступаем, являются следующие труды; Felibien «Entretiens sur les vies et les ouvrages des plus excellents peintres», Paris, 2-е изд. 1685-88; A. J. Dezallier d'Argenville -Abrege de la vie des plus fameux peintres», Paris, 1762, и Marseille, 1843; Robert Dumesnil -Le peintre-graveur francais», Paris, 1835-1871; Ch. H. de Heinecken «Dictionnaire des artistes», Leipzig, 1778—1790; A. Jal «Dictionnaire critique et biografique de l'histoire», Paris, IS72; P. J. Mariette «Abecedario», Paris, 1851—1860; Ch. Perrault «Eloge des homes illustres du XVII s.», Paris, 1696-1701; B. Lepicie «Vie des premiers peintres», Paris, 1752; «Memoirs inedits sur les members de PAcad.», Paris, 1854; M. J. Guiffrey «Liste des peintres de la maison du roi» в «Nouv. Archives francaises», 1872; Nougaret «Anecdotes des B. A.», Paris, 1776—1780; W. Liibke «Geschichte der Renaissance in Frankreich», Stuttgart, 1885; C. Gurlitt «Geschichte des Barockstyls in Frankreich etc.» там же, 1888; Comte Leon de Laborde «La Renaissance a la cour de France», Paris, 1850—1855; его же «Les comptes des batiments du roi», Paris, 1877; P. Gelis-Didot «La peinture decorative en France du XVI au XVIII s.», Paris; Champeaux «Histoire de la peinture decorative», Paris, 1890; Henri Martin «Les miniaturistes francais», Paris, 1906; C-te Paul Durrieu «La peinture a l'Exposition des Primitifs francais», Paris, 1904; M-ress Mark Pattison «Renaissance of Art in France», London, 1879; Camille Benoit «La peinture francaise a la fin du XV s.» в «Gazette des B. A.», 1901 и 1902; L. Dimier «French Painting in the XVI c», London, 1904; его же «Les origines de la peinture en France» в «Les Arts», 1905; P. Mantz «La peinture francaise» в сери «Bibliotheque de l'Enseignement des B. A.»; Charles Blanc «Histoire des Peintres», «Ecole francaise», Paris, 1862; Eug. Muntz «La Renaissance en Italie et en France a l'epoque de Charles VIII», Paris, 1885; L. Gonse «Les chefs d'oeuvres des Musees de France», Paris, 1900; Ph. de Chennevieres-Pointel «Recherches sur la vie et les ouvrages de quelques peintres provinciaux», Paris, 1847—1862 (и поправки к этим изысканиям в «Nouvelles archives de l'art francais», 1887); его же «Essai sur l'histoire de la peinture francaise», Paris, 1894; St. Rocheblave «Le Gout en France» в серии «Ars Una», Paris, 1911; L. Dussieux «Les artistes francais a l'etranger», 3-е изд., Paris — Lyon, 1876; E. Bellier de la Chavignerie et L. Auvray «Dictionnaire general des artistes de l'Ecole francaise», Paris, 1882—1885; P. Marcel «La peinture francaise au debut du XVIII s.», Paris; Jean Locquin «La peinture d'histoire en France 1747—1785», Paris, 1912; J. Guiffrey et P. Marcel «Inventaire des dessins du Louvre; Ecole fran9aise», Paris (c 1907 г.); A. Fontaine «Les doctrines d'art en France de Poussin a Diderot», Paris, 1908.
2 О Фуке см. т. I, стр. 234.
3 Смешение готики с итало-античными формами породило в архитектуре чарующие, полные сказочной поэзии памятники: замок (ныне разрушенный) в Гальоне, замки в Блуа, в Азэлё-Ридо, в Шамборе, в Сен-Жермэн-ан-Лэ, в Шенонсо, в Валансэ, в Фонтэн-Анри, в Ассиэ, а также ряд перлов церковной архитектуры: изу мительную абсиду церкви св. Петра в Канне, церковь св. Михаила в Дижоне, церкви St. Etienne du Mont и St. Eustache в Париже и мн. др.

Предыдущий раздел

Следующая глава


Вид Бордо (Жозеф Верне)

Св. Севастиан (Рибера)

Продажа индульгенций (Ганс Гольбейн-Младший)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Начало французского Ренессанса
Поиск на сайте   |  Карта сайта