Источники Жака Калло

Военный суд (Ж. Калло) Найти источники Калло1 очень трудно, — настолько он самобытен, настолько самобытен самый созданный им род искусства . Но если принять в соображение, что в Рим Калло попал совсем юным, за год до смерти Караваджо, что несколько его офортов изображают ночные сцены с искусственным освещением, близкие к Эльсгеймеру и к Хонтхорсту, что все его искусство базируется на изучении действительности, то мы и его не выключим из круга «натуралистов». «Караваджистом» в тесном смысле Калло не был, да и не мог им стать, ибо он всю жизнь оставался рисовальщиком-сочинителем, а не живописцем-копиистом натуры.

Но если и его совершенно не коснулся академизм, то можно себе объяснить это тем, что Калло в Италии нашел своим личным наклонностям к правде могучую поддержку в сложившейся уже эстетической системе.

Большое искушение св. Антония (Калло)Бесспорно также, что именно Италия развила в Калло его мощь, создала из него мирового художника: оставайся он в своей «провинции» в Лотарингии или даже в Париже, талант художника не нашел бы путей, чтобы дойти до такого блеска и особенно до такой шири.

Слова «действительность», «правда», «натурализм» несколько странно звучат в приложении к этому художнику, никогда не добивавшемуся иллюзии, никогда не изображавшему природу и общественную жизнь такими, какими мы, притуплённые фотографией, их привыкли видеть.

И, однако, всякий, кто полюбопытствует зайти за волшебный круг искусства Калло, взглянуть в его магическое зеркало, увидит с небывалой отчетливостью всю жизнь того времени, поразится искренностью, с которой она передана, и поразится еще тем, какими средствами достигнуто это впечатление.

Великий прозорливец вещей тайных Э. Т. А. Гофман недаром предпочитал Калло всему остальному в искусстве. Гофмана пленило в Калло то, что пленяет нас в Достоевском и что пленило Достоевского в Гофмане: фантастика реальности и реализм фантастичного.

Переходя через перо и резец Калло, формы жизни приобретали совершенно новый облик, получался какой-то «маскарад жизни», под личинами которого, однако, продолжали жить не куклы, а подлинные человеческие души. Миллионы лилипутов населяют листы Калло, но все это не «муравьи», не «тля», а одаренные мыслью и страстями существа, из которых каждое, хотя и передано двумя-тремя нервными штрихами, говорит о своей личной жизни.


Осада острова Рэ (Калло)1 Jacques Callot родился в Нанси в начале 1592 г.; сын зажиточных родителей (отец Калло, возведенный с 1584 г. в дворянское достоинство, был «гербовым герольдом» герцога Лотарингского), ученик гравёра Деманжа Крока и живописца на стекле Клода Анриэ, в мастерской которого Жак подружился с сыном Клода — Израэлем, ставшим впоследствии искусным гравером и издателем Калло. Не поддающаяся проверке, но очень древняя легенда гласит, что мальчиком К., присоединившись к цыганам, бежал в Италию и во Флоренции поступил к Ремиджо Кантагаллине. Вторично он отправился в Италию в 1608 г. — в составе посольства лотарингского герцога Генриха II — к папе. Считается, что в Риме он пользовался короткое время наставлениями Темнесты (влияние которого, во всяком случае, усматривается в творении Калло — особенно в ранних гравюрах), но более достоверно сведение, что он был учеником Томассена. Опять-таки согласно легенде, юный художник принужден был покинуть последнего после того, как учитель застал его за любовным объяснением со своей женой, прекрасной Бианкой. К концу 1611 г. Калло во Флоренции, где ему удается заслужить благоволение герцога, жалованье и квартиру при дворе; в это время он пользуется уроками Giulio Parigi (см. т. III). В 1612 г. он принимает участие в гравировании поминальных церемоний, устроенных в честь королевы Испанской; с 1614 по 1615 гг. он занят гравюрами, изображающими жизнь герцога Фердинанда I; к 1616 г. относятся листы с празднествами, устроенными по случаю брака Федериго Урбинского с принцессой Тосканской; главнейшими листами и сериями затем являются: «Первые каприччо», «Varie figure», 4 пейзажа, «Маленькое несение Креста», «3 Панталлоне» (1619 г.), «Катафалк императора Матиаса» (1619 г.), «Сцены трагедии II Solimano», одна из самых сложных гравюр мастера — «Ярмарка в Импрунете» (1620 г.), «I balli», «Les gueux», «La Noblesse», «Вторые каприччо». В 1622 г. Калло возвращается на родину, где с 1624 г. правит герцог Карл IV, относившийся к художнику с большим вниманием; в 1625 г. он женится на Катарине Куттингер из Марсаля; в том же году он приглашен штатгальтером в Брюссель и принимает здесь заказ гравюры «Взятие Бреды»; в Брюсселе же К. знакомится с Ван Дейком, увековечившим его черты в портрете, гравированном Форстерманом. По возвращении в Нанси К. травит следующие доски: «Le parterre de Nancy», «Мучение св. Себастьяна», «4 банкета», «Большая оленья охота», обе серии «Страстей Господних». К 1627 г. относятся листы с изображениями празднеств, устроенных неосторожным герцогом в честь опальной герцогини Шеврёз. В 1629 г. Калло приглашен к французскому двору для гравирования «Осады Ла-Рошель» и «Осады острова Рэ»; в Париже же он возобновляет знакомство с Из-раэлем Анриэ, который отныне становится его издателем. Исполнив заказ и награвировав, кроме того, оба «Вида Парижа» и «Битву при Вейляне», мастер возвращается в Нанси для получения наследства после скончавшегося отца. В это же время ряд «политических бестактностей» герцога Карла навлекают на него гнев Ришелье и короля, решающих в августе 1633 г. покончить с самостоятельностью Лотарингии. Столица герцогства, Нанси, переходит в руки французов. Последние годы Калло были омрачены этими событиями, и настроение мастера нашло себе отражение как в целом ряде религиозных сюжетов, так и в его знаменитых «Бедствиях войны» — «Les Miseres de la guerre» (маленькая серия 1632 г., большая — 1633 г.). В 1635 г. он выпускает серию «L'Enfant Prodigue», «Большое искушение св. Антония» (первый «маленький» вариант на тот же сюжет во вкусе Босха был еще издан во Флоренции в 1615 г.), «Житие Марии», «Новый Завет». Последним листом мастера, скончавшегося от болезни желудка 24 марта того же года, является дышащая жизнерадостным настроением «Пирушка в загородной таверне» — так называемая «La Treille» (травление эта доска получила после его смерти). Рисунки мастера в изобилии хранятся в Эрмитаже, во флорентийских Уффицах и в Лувре. Вполне достоверных картин Калло не существует. Из богатой литературы о Калло приведем главнейшие труды: P. P. Plan «Jacques Callot, maitre-graveur, suivi d'un catalogue raisonne», Braxelles, 1913; Herm. Nasse «J. Callot» в серии «Meister der Graphik», I, Leipzig; E. Brunnert «J. Callot» в серии «Les Grands Artistes», Paris; E. Meaume «Recherches sur la vie et les ouvrages de J. C», Paris —Nancy, 1853-1860; Du-Mast «J. C», Nancy, 1875; Fouque de Vagnoville «J. С 343 dessins» в «L'Art», 1876, 1877, 1878; M. Vachon «J. С.» в серии «Les Artistes Celebres», Paris, 1886; Henri Bouchot «J. С.» в серии «Bibliotheque des Merveilles», Paris, 1889.

Предыдущий раздел

Следующая глава


Привал арестантов (Якоби, 1861)

Геркулес и Омфала (Ф. Буше)

Камилла Альбертовна Бенуа со своей старшей дочерью Камиллой. 1875 г.


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Жак Калло
Поиск на сайте   |  Карта сайта