"Гроза"
Установить хронологию творчества Джорджоне трудно1. До нас дошли сведения, что дрезденская "Венера" была окончена после смерти Джорджоне (в 1510 г.) Тицианом, а венские "Геометры" - Себастиано дель Пиомбо. Отсюда как будто вытекает, что обе картины относятся к последнему периоду деятельности мастера. Между тем, если вполне допустимо, что "Венера" действительно принадлежит к этому времени творчества Джорджоне, то стиль фигур и пейзажа "Геометров" заставляет отнести написание этой картины к более раннему периоду. Возможно, что картина была начата уже давно, но во время работы "сам себя перегнавший" художник разочаровался в своем произведении и оставил его. Себастиано, приехавший в 1511 году в Рим еще очень незрелым художником (вспомним "неловкие" его люнеты в "Фарнезине"), окончил нашедшуюся в наследстве товарища картину, причем невольно подчеркнул "примитивную чопорность", которой она отличалась2.
К сравнительно ранним произведениям Джорджоне принадлежит, как кажется, и "Гроза" в палаццо Джованелли - картина, ныне истолковываемая как иллюстрация к "Фиваиде" Статия ("Царь Адраст встречает Гипсипилу"), но означенная Микелем просто как "пейзаж" ("El paesetto in tela con la tempesta, con la cingana e soldato"). В "Геометрах" пейзаж играет большую роль, здесь он играет главную.
И первое, что поражает зрителя, - это грозовой характер неба и даже изображение сверкнувшей молнии. У Рафаэля в "Мадонне-Фолиньо", написанной лет восемь после картины Джорджоне, гроза изображена удаляющейся и оставившей за собою залог мира - радугу. В нескольких картинах Доссо представлена надвигающаяся гроза, причем художнику, видимо, важнее всего было использовать эффектную светотень, наблюдаемую в природе в подобные моменты3. Наконец, грозу мы встретили в рисунке Леонардо и описание ее - в его литературном отрывке. Но никто до Джордоне (и долгое еще время после него) не изображал в красках грозу надвинувшуюся4, уже посылающую свои огненные стрелы на землю, а главное, не пытался передать тот страшный "мертвецкий" тон, который принимают все предметы в момент наступления стихийной драмы.
Именно страннее всего встретить на картине начала XVI века этот тусклый, блеклый свет, лежащий на прибрежных домах, на бревенчатом мосту, на песочном берегу реки, на руине слева. Глубокими тенями вылепились при этом предметы, что придает всему тревожный характер. По небу не плывут, а несутся, навертываются сизые тучи5; к горизонту они залегли ночным мраком, на котором острым бликом выделяется далекая башня; насторожилось деревцо слева, судорожно шелестя своими серебристыми листочками; лишь правая часть картины, компактная древесная "кулиса", говорит еще об условностях кватроченто, и совершенно лишними (но не в красочном отношении) кажутся безучастные фигуры, точно пририсованные Джорджоне для придачи картине сюжета6.
1 Остроумные догадки Л. Юсти все же не вполне убедительны.
2 Формы деревьев, скал и почвы еще резки, но самая композиция затеяна необычайно смело. Этот деревенский мотив, простой, тихий, незатейливый, видимый из-за густой тени первого плана, на котором сошлись странные, до сих пор не разгаданные фигуры (маги-волхвы? геометры? Эней, Эвандер и Паллада?), это трепещущее деревцо, выросшее рядом с мрачным навесом скалы, этот трагический силуэт стволов, этот необычайный для времени эффект заката - все говорит о глубоком понимании взаимоотношения вещей и их выразительности. Возможно, что мучительную непонятность сюжета нужно поставить на счет Себастиано, который не разгадал, что именно желал изобразить его товарищ. О том, что окончание картины принадлежит именно ему, говорит Микиель, видевший картину в 1525 г. в венецианском доме Таддео Контарини ("La tela а 1 oglio delli 3 philosophi nel paese, dui ritti et uno sentado сhe contempla gli raggii solari cun quel saxo finto cusi mirabilmente fu cominciata da Zorzo da Castelfranco et finita da Sebastiane Venetiano"). Интересно отметить в этой картине параллели с некоторыми особенностями нидерландского пейзажа конца XV в. (отрезанные макушки деревьев, смелый эффект заходящего солнца, непосредственность в выборе мотива с натуры), прямые следы впечатлений от германской живописи (ломанность складок, деревушка вдали). В то же время картина "предвещает" в "акварельной" трактовке неба - Клода Лоррена, в превосходной передаче скалы слева - Пуссена, в отношении фигур к пейзажу - живописные искания второй половины XIX века.
3 Известные нам "грозы" Доссо писаны лет 20 после "Грозы" Джорджоне.
4 Мы оставляем в стороне грозу Учелло в его изображении "Потопа", ибо эта мощная фреска слишком неубедительна в красках в сравнении с картиной Джорджоне. Мы не перечисляем также целого ряда изображений грозы в средневековых миниатюрах, так как едва ли они могли натолкнуть Джорджоне на эту тему.
5 Навертывающиеся тучи изобразил, судя по гравюре, Перино в своей генуэзской фреске "Кораблекрушение", однако она написана четверть века после "Грозы" Джорджоне.
6 Самые эти фигуры очень красивы и не менее загадочны, нежели все, что вышло из-под кисти мастера. Но ни все же имеют вид случайного стаффажа, вставленного в картину.
Демон (сидящий) (М.А. Врубель, 1890) | Стычка (Жак-Куртуа Бургиьон) | Взятие и пощада Валансьена (А.В. Ван-дер-Мейлен) |