"Чудо" Рафаэля
В прекрасной фреске Перуджино есть все же что-то "неналаженное". И фигуры, и самый храм теряются в пространстве. Есть и много лишнего, например, обе арки в фоне.
Напротив того, в картине Рафаэля все сведено к необходимому минимуму, к золотой мере.
Нет такой подробности, которая не производила бы впечатления какой-то художественной необходимости, не отвечала бы каким-то требованиям логики, красоты, законам дивной эйритмии.
Особенно хороша самая архитектурная мысль этого шестнадцатигранного здания, опоясанного грациозной, как девичий хоровод, колоннадой и увенчанного величавым тамбуром, озирающим своими квадратными окнами все стороны горизонта.
Два года до того земляк Рафаэля (а по преданию, и родственник его), "Рафаэль архитектуры", урбинец Браманте построил в Риме свой tempietto, круглый храмик при монастыре S. Pietro in Montorio - "здание-тип" всего Возрождения.
Слыхал ли Рафаэль об этом чуде нового зодчества или он самостоятельно дошел до "своего чуда" - останется тайной, да и характер обоих зданий, построенного в действительности и "построенного на картине", различный.
Tempietto более строг и мужествен по формам, храм в "Sposalizio" более грациозен и женствен.
Но родство между этими архитектурами все же очевидно, и это родство можно объяснить духом времени, общим исканием совершенства, полноты и стройности1.
1 Вдохновляющей школой Рафаэля в искусстве архитектуры, без сомнения, следует считать герцогский замок в Урбино, одно из самых гениальных созданий середины кватроченто, делающее честь своему строителю, Лауране, и являющееся одним из самых передовых памятников Возрождения. Черты влияния изящного вкуса Лаураны встречаются и у Пьеро деи Франчески, и у Франческо ди Джордже, и у самого Перуджино. Вообще, если чем обязан Рафаэль своей родине, так это пониманием архитектурной красоты и поразительным знанием перспективы, поклонником которой был его отец и которая сказывается уже в самых ранних произведениях мастера. Рафаэль, как утверждает Вазари, преподал фра Бартоломео (бывшему старше его на много лет) многие перспективные сведения. Сказать кстати, в библиотеке герцога Урбинского хранился уже в то время один из самых полных трактатов кватроченто о перспективе - произведение Пьеро деи Франчески.
Арлекинада. 1902 г. | Бег санок вдоль Невы широкой... 1916 г. | Из альбома „Версаль".У Монплезира: Аквилон. 1922 г. |