XVIII век во Франции, Франсуа Буше

Геркулес и Омфала (Фр. Лемуан) То обстоятельство, что французы, вообще склонные обходиться без посторонней помощи, сочли нужным выписать для крупнейшей живописной работы времени регентства — для плафона в зале банка, учрежденного Ло, — венецианца Пеллегрини, означает назревшую потребность в обновленном в лучах колоризма официальном искусстве. Вполне естественно после этого, что Лемуан, как только ему удалось обратить на себя внимание общества, быстро занял первенствующее место среди художников, тем более что последние монументальные декораторы Франции — Жувене, Куапель и Лафосс — были к этому моменту уже в могиле1. К Лемуану не замедлили примкнуть и художники, отвечавшие той же потребности и выросшие на однородных с Лемуаном идеалах. Среди этих «лемуанистов» мы находим и его ученика, его гениального наследника Буше, сумевшего развернуться в необычайную ширь и захватить пространную область тем и задач2.

Для массы XVIII в. все еще представляется кульминационным пунктом порочности, безнравственности ancient regime'a, неминуемо приведших к грозе революции. На самом деле такое обобщение страдает односторонностью. Не надо забывать, что XVIII в. породил не только Людовика XV, маркиза де Сад, Кребильона-сына, не только видел крайнюю продажность и произвол, не только был тем фривольным временем, которому оставалось лишь какое-то «кокетничание перед лицом рока», выразившееся во фразе «apres nous le cleluge». Тот же XVIII в. родил и самые воды потопа, освежившего лицо земли, и явился лабораторией, выработавшей высокие и благородные идеи, во имя которых Франция выдержала борьбу с мракобесием целого мира. Считаем полезным сделать ту же оговорку и при наименовании Буше «живописцем века».

Разумеется, он не менее характерен для двора Людовика XV, нежели Лебрен для Людовика XIV. Но для века, начавшегося с Ватто, для века, давшего искусство Шардена, для века, окончившегося на «спартанском» искусстве Давида, Буше не может казаться единственным и полным выразителем, а является лишь певцом одной стороны жизни своего времени, идеалов одного класса общества — правда, того класса, который обладал властью и наибольшими материальными средствами.


Юпитер и Каллисто (Фр. Буше)1 Де Труа не пользовался фавором двора, Шарль Парросель специализировался на баталиях, братья Булонь были недостаточно гибкими, у младшего Куапеля не хватало размаха для всего, что выходило за пределы стенной картины. Как характерно, между прочим, для последнего, что он и свою серию «Дон Кихота» скомпа-новал в виде маленьких сценок, вставленных в широкие и перегруженные орнаментами обрамления.
2 Francois Boucher, сын посредственного художника, «мастера живописи» Никола Б., родился в Париже 29 сентября 1703 г. Сначала ученик своего отца, затем, около 1720 г., он поступает к Лемуану, у которого, впрочем, остается всего три месяца. Позже юный Буше поселяется у гравёра Кара, для которого он исполняет графические работы (рисунки для «тезисов»). В 1722 г. художник исполняет иллюстрации для нового издания «Histoire de France» отца Даниэля; в 1723 г. получает первую академическую премию за картину на библейский сюжет; в 1725 г. принимает участие на «Выставке юношества». С 1726 г. Буше гравирует крепкой водкой рисунки Ватто для издания Жюльена (всего на долю Буше выпало 125 офортов). В Италию художник отправляется летом 1728 г., однако не в качестве казенного пенсионера, а на собственные средства (лишь достигнув Рима, Б. находит себе приют в стенах Королевской Академии). Пробыв в Италии всего несколько месяцев, Буше возвращается на родину, где первыми его картинами были (вероятно) юсуповская «Омфала», исполненная еще совершенно в духе Лемуана, и ряд сюжетов на излюбленные Кастильоне библейские темы. 24 ноября 1731 г. Б. произведен в «назначенные». 21 апреля 1733 г. художник женится на красавице Marie Jeanne Vuseau, которая удачно писала миниатюры, подражая композициям мужа. Из трех детей этого брака две дочери вышли замуж за живописцев Бодуэна и Дезе, а сын избрал своей профессией архитектуру. 30 января 1734 г. Б. избран в академики по представлении картины «Ринальдо и Армида» (ныне в Лувре). К тому же году относятся гризайли в «комнате королевы» в Версале и иллюстрации для роскошного издания Мольера. В 1735 г. появляются офорты мастера с рисунком Блумарта, и в том же году он избран в адъюнкт-профессора. 1736 г. особенно богат изданием гравюр с Буше; тогда выходит «Livres de fontaines» — одна из самых блестящих серий его декоративных композиций, первые «Пасторали» и «Амуры», иллюстрированный видиками «Парижский бревиарий» и серия «Cris de Paris». Назначенный (в 1734 г.) директором мануфактуры в Бовэ, Удри обращается к Буше с заказом картонов эскизов для шпалер, и для этой цели художник сочиняет ряд своих самых пышных композиций: «Бахус и Ариадна», «Покинутая Ариадна», «Психея и Амур», «Психея за туалетом», серии «La Noble Pastorale» и «Комедий Мольера» и т. д. Около этого же времени он исполняет четыре «охотничьи» картины для короля. 7 июля 1737 г. Б., пользующийся уже широкой известностью, избран в профессора Академии. В том же году он выставляет свои «Четыре времени года», писанные для короля, и приступает, вместе с Натуаром, Тремольером и К. в Лоо, к работам по декорированию грандиозного «Hotel de Soubise» (ныне «Archives Nationales»; часть картин Б. еще украшает стены дворца). К 1740-м гг. относятся несколько пейзажей (Буше вообще заботился о поднятии этой отрасли) его работы для королевского Cabinet de Medailles, а также композиции в китайском вкусе (частью для Бовэ). 1740 г. помечен и один из самых бесспорных шедевров мастера — «Триумф Венеры» (вернее — «Триумф Галатеи»), ныне являющийся самым блестящим украшением Стокгольмского музея. В 1742 г. написана знаменитая луврская «Диана», в 1743 г. —-луврская «Пастораль». С 1742 г. Буше получает королевскую «пенсию» в размере 400 фр., увеличенную в 1744 г. до 600 фр. С 1745 г. в «Салоне» начинают появляться рисунки Буше, с жадностью расхватывавшиеся любителями. В том же 1745 г. «универсальность» Буше находит себе характеристику в словах «Перечня лучших живописцев»; в этом списке он значится живущим на улице Grenelle saint Honore, vis-a-vis la rue des deux Ecus, и о нем говорят: excellent aussy en paysages, en bambochades (подразумеваются просто жанровые сюжеты, вроде, напр., стокгольмского «Завтрака» 1745 г.), en grotesques et ornaments dans le gout de Watteau; il fait egalement bien les fleurs, les fruits, les animaux, l'architecture, les petits sujets gallants et de mode». С 1742 no 1748 гг. Б., работающий для Оперы, изготовляет эскизы декораций и костюмов для «Les Indes galantes» (1743 г.), для «Persee» (1746 г.) и для «Athys» (1747 г.). Урывками он участвует в театральных постановках и позже — в 1750-х гг. — работает для театра своего друга Monet на «фуаре» св. Лаврентии и для домашних спектаклей маркизы Помпадур (в 1760-х гг. работы для Оперы возобновились). В 1747 г. мастер принимает участие в конкурсе, устроенном новым directeur des batiments Ленорманом де Турнегем (дядей г-жи Помпадур), и пишет свое «Похищение Европы». С этого же года замечается постепенное обострение критики по отношению к художнику, который, нисколько не смущаясь, продолжает писать, как писал. В 1748—1749 гг. он создает картины для канцлера, для «garde des sceaux» и ряд картин для двора. В 1750 г. Б. выставляет свое «Поклонение пастухов» для домашней церкви маркизы-фаворитки в замке Бельвью. В 1752 г. мастер получает, благодаря покровительству нового директора строений — брата Помпадур маркиза Мариньи, пенсию покойного де Труа в 1000 фр., а в 1752 г. он поселяется в казенном помещении в Лувре — бывшем Ш. Куапеля. В 1753 г. Б. занят работами для Фонтенбло («Salle de Conseib). В 1753 г. он празднует свой последний большой триумф, выпавший на долю двух картин, посвященных «Восходу» и «Закату Феба» (ныне в лондонском музее Wallace). С 1750 г. мастер занят работами для мануфактуры Гобеленов, изготовившей по его картонам великолепные шпалеры на розовом фоне, т. наз. «Les amours des dieux» (экземпляры в Лувре, в Павловске, в Гатчине) и ряд других. С 1755 г. — по смерти Удри —он назначается инспектором мануфактуры. В 1762 г. Б. начинает страдать болезнью, от которой он скончался, и с этого времени в творчестве мастера замечается определенный упадок, вызывавший немилосердные насмешки Дидро (начавшего писать свои заметки о выставках с 1759 г.). В 1761 г. Буше — ректор Академии; 8 августа 1765 г., по смерти К. ван Лоо, он «первый живописец короля» и в качестве такового принужден отказаться от заведывания «Гобеленами». Последние годы мастер занят снова рядом постановок в Опере («Castor et Pollux» 1764 г., «Th6see» 1765 г., «Sylvia» 1766 г., «Titon et Raurorе» 1768 г.). В последний раз Б. участвует на выставке «Салона» 1769 г., куда ставит картину «во вкусе Кастильоне». Застигнут смертью художник в своей мастерской, во время работы над картиной, предназначенной домашнему врачу, 30 мая 1770 г. Распродажа богатейших коллекций Буше дала, несмотря на незначительные цены за отдельные предметы, очень высокую для того времени цифру в 118 000 франков. Кроме этого наследства, вдова продолжала получать пенсию в 1200 фр. и пользовалась после смерти своей дочери казенной квартирой в Лувре. Буше представлен во всех больших музеях, но особенно богаты его произведениями Лувр, «Музей Уоллеса» в Лондоне и Стокгольмская галерея. Эрмитаж содержит четыре картины мастера, из которых две — пейзажи; большой неоконченный плафон «Пигмалион» украшает музей Академии Художеств; прелестный пейзаж — в собрании Е.П. Олив; две «Пасторали» 1770 г. в собрании Я.Н. Данзас; ряд более значительных произведений находится в галерее кн. Ф. Ф. Юсупова. Из обширной литературы о Б. укажем на: «Necrologe des hommes celebres; Eloge de M. Boucher», Paris, 1770; Ed. et J. de Goncourt «L'art du XVIII s.», илл. издание 1881 г. и популярное — Paris, 1909, I, стр. 195—314; Andre Michel «Е В.» в серии «Les Artistes celebres" 1886 г. и нов. изд. 1907 г.; P. Mantz, op. cit.; J. Guiffrey «Les B. Des Gobelins» в «Revue de PArt ancient et moderne», 1899, стр. 433; E. Wattier «F. B.», Paris, 1885; G.Kahn «F. В.» в серии «Grands Artistes», Paris, 1905; отдельный номер в «The Connaisseur» за 1908 г.; Pierre de Nolhac «Les B. de la Collection Wallace» в «Les Arts", 1902,-№ 12; Maurice Vaucaire «Les tapisseries de Beauvais sur les cartons de В.» там же; «Les tapisseries des Gobelins sur les cartons de В.» там же, 1903, № 22; его же «La Noble Pastorale» там же, 1903, № 18.

Предыдущая глава

Следующая глава


Крещение Господне (Андрея дель Верроккио)

Комната Арапа. 1911 г.

Пан и Сиринкс (Гендрик Гольциус)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Франсуа Лемуан, Франсуа Буше > XVIII век во Франции, Франсуа Буше
Поиск на сайте   |  Карта сайта