Видение Иезекиля

Видение Иезекиля (Рафаэль) Кому как не Рафаэлю можно приписывать сочинение тех чудесных видов с руинами, что стелются позади центрального дерева на картине "Св. Семейство под дубом" и позади луврской "Madonne au voile"1, или той "декорации", что так гениально подчинена фигурам в крошечном по размерам и все же грандиозном по впечатлению "Видении Иезекиля"?

Наконец, для нас несомненно, что Рафаэлю, а не кому-либо иному принадлежит в целом и гениальная свобода композиции последней картины, носящей его имя, - ватиканского "Преображения".

Особенно характерной для последнего периода творчества Рафаэля является картина "Видение Иезекиля".

Схема композиции аналогична той, которой воспользовался около того же времени Дюрер в своем образе "Всех Святых" и Кульмбах в чудесной картине, находящейся в Эрмитаже.

Под грозной громадой видения внизу, из-за облаков открывается полоса земли, освещенная одиноким лучом.

Микель Анджело удовлетворился бы одной грандиозной группой Иеговы и символических фигур, всей же "околичностью" он пренебрег бы, погнушался бы ею, как чем-то лишним, что лишь рассеивает впечатление.

Рафаэль, почти сравнявшись на сей раз в композиции с колоссальной мощью своего соперника и учителя, не был в состоянии "забыть землю", свою дорогую, милую землю.

Бог у него смотрит не прямо перед собой, а вниз, и одна эта деталь в связи с крошечным деревом на первом плане и с крошечной, еле заметной фигуркой пророка показывает его отношение к мистическим вопросам.

Микель Анджело - полубог, пророк - привык "стоять перед Богом" глаз на глаз, не переставая ни на минуту ощущать своей собственной силы.

Рафаэль - человек, душа покорная и смиренная, отдающаяся служению Богу, понимающая Его в виде надвигающейся страшной грозы и в то же время остающаяся верной земле.

Стоя на ней, среди зеленого царства, среди холмов и долин, художник устремляет свой взор вверх, страшась Творца, чувствуя свое ничтожество перед Ним, но безгранично в то же время любя Его в Его творении.


Преображение (Рафаэль и Дж.Ф. Пенни)1Полна очарования здесь сизая даль, открывающаяся позади зелени первого плана и служащая фоном для группы серых, сочно и просто оттененных развалин.

Руины, встречающиеся на многих картинах Рафаэля ("Мадонна Каниджани", "Атилла", обе "Мадонны с покрывалом", "Мадонна под дубом"), - характерная подробность как для всего времени, так, в частности, и для его личных увлечений.

Последние годы Рафаэль состоял главным руководителем раскопок в Риме и его окрестностях.

Если теперь и возникли сомнения относительно составления мастером знаменитой записки о начертании и сохранении древностей (Vogel в своей книге "Bramante und Raphael", Leipzig, 1910 приписывает ее Браманте), то все же существует много свидетельств о том, что Рафаэль последние годы был занят точными промерами и снимками с римских сооружений.

Марк Антонио де Сер Ветторе писал несколько дней после смерти Рафаэля, скончавшегося в Страстную пятницу, 6 апреля, 1520 г. Антонио ди Марсилио в Венецию: "Смерть его повергла в горе мир ученых, для которых он зарисовал в книгу древние здания Рима с их пропорциями, формами и орнаментами; и все это столь точно, что, кто видел эти рисунки, может утверждать, что он видел самый древний Рим.

Он уже закончил первую зону". Своей целью Рафаэль ставил начертание полного плана древнего Рима.

Нечто подобное (в более широком размере, но едва ли с той же точностью) было исполнено два века спустя гениальным офортистом Дж. Б. Пиранези.

Предыдущая глава

Следующий раздел


Благовещенье (Фра Беато Анджелико)

Что есть истина? Христос и Пилат (Ге Н.Н., 1890)

Триумф смерти (Лоренцо Коста, 1488 г.)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 2 > Живопись «Золотого века» в средней Италии > Последний период творчества Рафаэля > Видение Иезекиля
Поиск на сайте   |  Карта сайта