Фантастические плафоны

Потолочные фрески в церкви Santa Maria del Rosario Особенно привлекали Тиеполо хитрейшие задачи плафонной живописи, разрешавшиеся им с бесподобным мастерством и точно играючи. И опять-таки в них он достигает полной иллюзии. Никто так не писал облаков, как Тиеполо, и даже облака Веронезе кажутся рядом с его небесами каменными1.

Но предельная легкость и светоносность, полная правдивость этих тающих, плывущих, точно движущихся над головами масс нарушает все же нечто очень существенное в декоративной живописи, вводит в систему изящной условности какую-то "бестактную", хотя и прельщающую правду.

Реализму световых эффектов перспективных построений соответствует в творчестве Тиеполо и какой-то "реализм всей композиции". Уже у Корреджо мы видели как бы "преувеличенное" правдоподобие в религиозных апофеозах. Это правдоподобие и было поводом к тому, что купол Корреджо в Пармском соборе получил кличку "рагу из лягушек".

Но до дней Тиеполо все же старания уподобиться Корреджо были скорее тщетными: великолепно строил Поццо, красиво разверзали грандиозные массы озаренных туч Кортона и Лука Джордано, но все же их искусство было полно условностей "возвышенного стиля". Тиеполо, хотя и прошел у Ладзарини и Франческини ту же твердую академическую школу (в рисунке он, когда хочет, может быть безупречным), однако он решительно распростился с вынужденной у "благородной" композиции симметричной круговой или пирамидальной постройкой групп, и, наоборот, он всюду всегда старается произвести впечатление чего-то внезапно схваченного на лету.

Реализм или даже "импрессионизм" его композиции заключается в старании спрятать саму схему построения - придать всему не стойкий "архитектурный" характер, а подвижный и случайный оттенок жизненной суеты, хотя жизнь, которую изображает Тиеполо, и протекает где-то между небом и землей, в залитых солнцем облачных пространствах.

И это не случайно, что все лучшее, созданное Тиеполо - плафоны, - в сущности, наименее осмысленный род живописи, неудобный для разглядывания, наименее допускающий в своей задаче "снять с дома крышу" и открыть вид на небесный простор, поиски чего-либо "замкнутого" и интимно-поэтичного.

Над головами зрителя витают какие-то хороводы людей, обладающих способностью держаться в воздухе, скачут по облакам кони с тяжелыми колесницами, воздвигаются пирамиды и целые храмы, - и все это в целом жизненно, полно такой убедительности, что невольно начинает кружиться голова, точно и сам уже оторвался от земли, висишь где-то в пространстве.

Колонна (Джованни Баттиста Тиеполо и Джироламо)Головокружительный вихрь - это символ всего того времени, отказавшегося от прочного строительства жизни, пожелавшего вознестись в какой-то мир безболезненного и беспечального существования, не желая при этом расстаться ни с единым из наслаждений, даваемых плотью, землей, косной материей.

Тиеполо означает определенный пункт не только многовекового великолепия Венеции и ее специфического искусства (и у него сырые облака несутся в морском ветре), но и предельный пункт той эволюции, которая началась еще с Джотто и прошла через стадии, носящие имена Кастаньи, Мантеньи, Леонардо, Рафаэля, Корреджо, Тициана, Веронезе, Караччи и Кортоны.

Дальше идти было некуда, и действительно, искусство дальше не пошло в этом направлении, если не считать таких безвкусных антихудожественных явлений, какими были в XIX в. диорамы и панорамы.

В основе этой эволюции лежало желание украсить внутренние помещения живописью, которая должна была "разверзать стены", нарушать впечатление архитектурной устойчивости, а следовательно, домашнего уюта или - что еще важнее - церковной сосредоточенности.

Иллюзионная декоративная живопись была какой-то игрой, которой любили себя окружать церковные люди, аристократия и монархи, чаще всего вовсе не веря в то, что было изображено и что всячески возвещало славу лиц, имеющих власть в жизни и в церкви.

С гибелью аристократического строя и всех его иллюзий, с торжеством позитивных знаний и всех их выводов становилось невозможным и в живописи продолжение подобного "обмана". Театральные глории в плафонах, велеречивые актеры по стенам показались неуместными и тягостными. Но Тиеполо отличался от других "обманщиков" тем, что он цинично обнаруживал свое совершенное неверие во все то, что он изображал. Вероятно, потому после него и сам обман стал невозможным.


1 Если разглядывать в бинокль гениальный плафон Тиеполо на вилле Гримани в Стра, то моментами эта иллюзорность доходит до чего-то жуткого. Просто не хочется верить, что эти улыбающиеся, веселые, полные жизни существа, ныряющие и плавающие среди серых туч, и сами эти тучи были бы только живописью, пятнами красок по штукатурке.

Предыдущая глава

Следующая глава


Петергоф. Главный фонтан (А.Н. Бенуа)

Спасов день на Севере (Прянишников И.М., 1887)

Поклонение пастырей (Чима Конелиано)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Итальянская живопись в XVII и XVIII веках > Джованни Баттиста Тиеполо > Фантастические плафоны
Поиск на сайте   |  Карта сайта