Висенте Хуан Масип, Хуан Хуанес

Явление Богородицы (Хуан де Вальдес Леаль) Некоторые черты Ианьеса унаследовал его ученик Висенте Хуан Масип, не нашедший, однако, в себе сил идти вполне самостоятельным путем и постоянно приобретать новые знания на изучении натуры, а предпочитавший более легкий способ — пользование «прописями». Тем же пользованием готовыми формулами отличался и сын Масипа — Хуан Хуанес, получивший за эту черту прозвище "испанского Рафаэля", дававшееся, с большим или меньшим основанием, всем образцовым схоластам и рабским подражателям1.

Вообще же после блестящего выступления обоих Феррандо в испанской живописи замечается затянувшийся на десятки лет период какогото застоя. Но этот перерыв оказался скорее в пользу всей школы в целом: за эти годы и произошло методическое усвоение новых форм целым поколением.

Уже замечательны «школьные» достоинства Хуана Хуанеса, но еще замечательнее мастерское владение формами итальянского Ренессанса в некогда прославленных работах севильца Луиса де Варгаса, бывшего на двадцать лет старше Хуана и имевшего возможность изучить живопись в Риме под руководством Перино дель Ваги2.

Правда, в Италии Варгас прошел бы незамеченным в тени мастеров второго разряда: Россо, Сальвиати, Дочено, Вазари3, Кампи и т. п. Но для Испании он означает громадный шаг вперед, и, глядя на его картины, становится непонятным, почему не к нему обратились Карл V и Филипп II, с большим трудом выписывавшие для росписи своих дворцов таких же (и далее менее искусных) «академиков» из Италии.

В то же время присутствие такого мастера в Испании наводит на мысль, что селившиеся здесь нидерландцы могли получать и в Испании то художественногуманистское образование, за которым большинство их соотечественников ездили в Италию. Варгас — эклектик, связавший воедино все, что он высмотрел у римлян, флорентийцев и венецианцев, но уже то замечательно, что этот выбор и это слияние выбранного сделано им с большим толком и со свободой.


1Старший Macip — Vicente Juan, ученик Ианьеса — родился около 1490 г., умер до 1550 г. Главнейшим произведением мастера является (ныне разрозненный) ретабль в соборе Сегорба. Мастеру приписывают в Эрмитаже два довольно ординарных церковных образа. Считается, что сын Висенте, Juan de Juanes Macip, побывал в Италии и даже был учеником Рафаэля (на самом деле, в год смерти последнего Хуану было не больше тринадцати лет, а с теми элементами итальянского Возрождения, которые мы у него находим, он мог познакомиться посредством гравюр, а также из произведений обоих Феррандо); умер Хуан де Хуанес 21 декабря 1579 г. в окрестностях Бокаиренте. Многочисленные произведения мастера украшают музей Валенсии и мадридский Прадо. Портреты Хуана превосходного достоинства и напоминают Бронзино. Мастеру приписывается прекрасный «Христос Вседержитель», перешедший из собрания герцога Е.М. Лихтенбергского к кн. Кочубею. Сын Хуана де Хуанеса, Juan Vicente, был тоже живописцем; он еще работал в 1606 г.
2 Luis de Vargas, сын живописца, родился, согласно Пачеко, в 1502 г.; ученик некоего Барреры; позже — в Италии, где он пробыл в два приема тридцать лет, — Перино дель Ваги; надо, впрочем, заметить, что все эти сведения, сообщаемые старыми историками, нуждаются в документальном подтверждении, тем более что пребывание мастера в Севилье установлено лишь с 1550 г., а первое его достоверное произведение — «Рождество Христово» (в Севильском соборе) — относится к 1555 г.; того же года были погибшие впоследствии и известные нам по похвалам Пачеко фрески в монастыре S. Pablo; к 1561 г. относится наиболее популярная из картин мастера — «Явление Богородицы праотцам» (в соборе); в 1563 г. он исполнил фреску на фасаде Sagrario собора; к 1564 г. относится «Pieta» в S. Maria la Blanca; еще один из шедевров Варгаса — фреска «Страшный суд» в «Misericordia» — до нас не дошел. Умер мастер в 1568 г. Варгас отличался крайней набожностью и был виртуозом на лютне; поэт Лопес Малавер называет Варгаса в одном из своих сонетов «Monarca universal de la Pintura». См. Tubino «El juizio final de Luis Vargas» в «Museo Espanol de antigiiedades»; A. L. Mayer «De Sevillaner Malerschule», стр. 71, и его же статью в «Monatshefte f. Kstwsft.», 1910, III, 12.
3 Композиция популярной картины Варгаса «Явление Богородицы праотцам» заимствована с картины Вазари, известной по гравюре Томассена; характерно для чисто формальных исканий того времени, что картина эта прославилась, главным образом, благодаря действительно образцово исполненной ноге Адама и отсюда получила свое прозвище «La Gamba».

Предыдущая глава

Следующая глава


Часть фрески в капелле Торнабуони в церкви Санта мария Новелла во Флоренции

Битва римлян с галлами (Франческо Сальвати)

Пирушка (Пьер Бербетт)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Испанская живопись с XVI по XVII век > Испанский Ренессанс > Висенте Хуан Масип, Хуан Хуанес
Поиск на сайте   |  Карта сайта