Джироламо дель Паккия - загадочный художник
К сожалению, полного представления об этом значительном мастере мы не можем иметь, и совершенной загадкой является его развитие. Величественный образ "Коронование Богородицы" в сиенском Сан-Спирито обнаруживает, во всяком случае, в нем мастера, достойного занять одно из первых мест в ряду художников "зрелого" Ренессанса.
Здесь грандиозность замысла, ритм композиции соединились с безупречным исполнением, с чарующими и совершенно своеобразными инвенциями; в этой же картине пейзаж принадлежит наряду с пейзажными фонами Рафаэля к лучшему, что создала в этом смысле среднеитальянская живопись. Немногим уступает этому образу и "Мадонна со святыми" в Сан-Кристофоро.
Напротив того, в своих позднейших работах Пакния представляется более архаичным; он возвращается к кватрочентистским формулам Пинтуриккио (фрески в ораториумах св. Екатерины и св. Бернардина в Сиене), что можно себе отчасти объяснить особенностями сиенской "художественной атмосферы".
Даже в XVI веке Сиена отличалась приверженностью к старине и отсутствием в живописном творчестве той дисциплины, которая, положим, нередко иссушивала флорентийское искусство, но которая придавала ей несомненную и прекрасную целостность1.
1 Большой популярностью пользуется фреска Паккии "Нападение разбойников на доминиканцев" (в ораториуме св. Екатерины), однако именно эта картина, живая, цветистая и занятная, прямо озадачивает своим архаизмом и ребячеством. Пейзаж в ней не то болонский, во вкусе Франчии, не то умбрийский, во вкусе Пинтуриккио. Еще более поражает совершенная "детскость" перспективы.
Май (Йост Амман) | Вдовушка (Федотов П.А., 1851—1852 гг.) | Прогулка (Федотов П.А., 1837) |